Шуя

Шуя (360x529, 63Kb)

Шуя

Город Шуя  расположен на живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы.

Предания  говорят, что он есть один из самых древних городов и был некогда столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит Столица. Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова «суо» – болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», т.е. «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).

Первое документальное свидетельство о Шуе относится к 1539 г. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разоренных казанским ханом Сафа-Гиреем. Однако есть основания предполагать, что город существовал уже в середине XIV в. в составе Суздальско-Нижегородского княжества.

С 1403 г. упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведет свое начало от Василия Кирдяпы – одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский – последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606—1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы, принадлежавшие князю И.И. Шуйскому, князю Д.М. Пожарскому и др.

Внимание царствующих особ к городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 г. посетил Шую и вскоре включил ее в числе других 19 городов в состав опричнины (1565—1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 г. по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.

В 1722 г. по пути в Персидский поход в Шуе побывал Петр I . Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне – чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654—1655 гг., когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Петр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своем месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.

Побывал в Шуе и еще один наследник престола. В 1837 г., путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В.А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан – богатейших купцов Посылиных и Киселевых.

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы – в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании, привозившей товары из Архангельска. В это же время Шуя славилась ярмарками.

В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира; в нижней части – «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в XVI в. определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII вв., поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел — изготовление льняных тканей. Ткачество холс
тов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины XVIII в. в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу XVIII в. всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы — династия Киселевых — были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Киселевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г.

Шуйское купечество сыграло важную роль в благоустройстве и создании архитектурного облика города. Силуэт Шуи определяли храмы. К 1917 г. в города было 20 церквей. Шедевром русского зодчества 1 половины XIX в. по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней – первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М.А. Павлова.

С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 г.

источник: http://www.okrugshuya.ru

фото: http://www.tourizm.ivanovo.ru



Место на карте

0,267