Церковь Воскресения на Дебре

При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре — великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII века.

Название церкви — «на Дебре» — указывает на то, что в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две Дебри — Верхняя и Нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней. Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем (1248—1276), «мизинным» (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С XV века на Нижней Дебре начал формироваться посад, известный в XVII столетии своими кожевниками.

В писцовой книге Костромы за 1628 год отмечены стоявшие на месте нынешнего храма посадские «...церковь древяна, верх шатровой, Воскресения Христово, да вверху предел Христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая с трапезою, древяна клецки, Козмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца». Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения совершались в стоявшей рядом клетской церкви Космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников.

Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и входил в состав московской Гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Англии красок в одном из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведение храма. Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей; Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Екатерининский придел, как видно из описи 1628 года, существовал еще в предыдущем, деревянном, храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшего Трехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец — Григорий — имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.

Постройка церкви была завершена к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими художниками Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным (роспись Трехсвятительского придела). Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено. Незадолго до освящения он умер и был погребен в подклете, а на помин его души «...в дом боголепного Воскресения Христова» братом заказчика был пожертвован в 1645 году серебряный напрестольный крест.

Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. Очевидно, в конце XVII века фасады церкви были расписаны «бриллиантовым рустом» (бриллиантовый руст — покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и «травами», что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были сооружены трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность.

Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы XVIII века были растесаны оконные проемы четверика, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, заложены арки галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних наносов снега в зимнее время и от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на Трехсвятительском п
риделе. В 1871—1872 годах к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым, как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.

Стоящая с юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 году. Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма. С запада к Знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два придела: во имя святых мучеников Космы и Дамиана в трапезной и во имя блаженного Прокопия Устюжского под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика — торговлей по северному речному пути, в том числе и с Устюгом Великим, где подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 годы Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». Приделы при этом были объединены и разместились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послужил, видимо, Богоявленский собор в Костромском кремле.

В дни празднования в 1913 году трехсотлетнего юбилея Дома Романовых Кострому посетил император Николай II со своей семьей. 20 мая во второй половине дня он с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией осмотрел церковь Воскресения и поклонился ее святыням.

В начале тридцатых годов ХХ века было прекращено богослужение в Знаменской церкви, а затем закрыта и Воскресенская. По милости Божией у воинствующих атеистов не поднялась рука разрушить церковь Воскресения, как это они сделали со Знаменской, пребывающей и доныне в руинах. В подклете Воскресенского храма разместили тогда воинский склад, а в храме было устроено зернохранилище.

Богослужение в церкви Воскресения Христова возобновилось в 1946 году при епископе Костромском и Галичском Антонии, который освятил храм 28 июля 1946 года. В церкви не имелось полов, рам, отсутствовали иконы местного ряда и царские врата, резьба иконостаса была варварски поломана. С помощью прихожан храм был постепенно приведен в порядок. Однако недолгие годы лояльного отношения советской власти к Православной Церкви сменились вновь притеснениями и гонениями. Не обошли эти события и Воскресенский храм.

В конце пятидесятых годов ХХ века была сделана попытка закрыть церковь якобы «по просьбе верующих», против чего решительно выступили епископ Костромской и Галичский Сергий и прихожане. Настоятелем храма тогда был назначен архимандрит Серафим (Борисов). Свое иноческое служение отец Серафим начал в Железноборовском монастыре, после закрытия которого 16 лет провел в лагерях и тюрьмах, в том числе и на Соловках.

С начала шестидесятых годов ХХ века при епископе Никодиме (ныне митрополит Харьковский и Богодуховский) Воскресенский храм стал кафедральным собором вместо расположенной в центре города церкви во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1964 году сюда перенесли из Иоанно- Златоустовской церкви главную святыню Костромского края — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Здесь она и находилась до 1991 года; 29 августа 1991 года крестным ходом святыня была перенесена во вновь открытый Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным.

Воскресенская церковь, древняя и намоленная, пользуется особой любовью у костромичей и гостей города. Одних влечет под ее своды интерес к истории и культуре, большинство же приходит сюда, чтобы приобщиться спасительным таинствам веры, и видит в исторических и художественных достопримечательностях храма древние святыни родного Православия.

Стены и своды окружающей четверик галереи церкви Воскресения на Дебре расписаны масляной живописью в семидесятых годах XIX века, скрывшей первоначальную фресковую роспись. Слева от западного портала в киоте — изображение Софии Премудрости Божией и большая композиция на сюжеты Откровения Иоанна Богослова о победе Христа над адом, 1652 года.

Церковь Воскресения на Дебре

0,290