Буй

Частокол на старом городище. Фото: Марина Егорова

Буй

Город Буй-районный центр Костромской области. Население — 26200 (2006); координаты 58°29´ с.ш., 41°32´ в.д. Расположен при впадении реки Вексы в реку Кострому, в 103 км к северо-востоку от Костромы. Жители Буя — буевляне.

Первые поселения на современной территории города были еще до нашей эры (археологами найдены следы стоянок первобытного человека, курганы). Годом основания Буя считается 1536, когда на слиянии рек Костромы и Вексы по указанию Елены Глинской был выстроен крепостной вал со рвом и заложена деревянная крепость («Буй-городок на Кореге», разобрана в конце XVIII века за ненадобностью).

В течение 20 лет она отражала набеги кочевников, в первую очередь казанских татар. После взятия Казани Иваном Грозным набеги естественным образом прекратились, и крепость после этого служила местом ссылки. В 1613 году в Смутное время Буй разоряют поляки. С 1719 года Буй официально числится как пригород Костромы, с 1764 как заштатный город Костромской губернии, а в 1778 году Буй становится уездным городом и насчитывает 70 домов со 160-ю жителями. В 1779 году город получает свой герб со стилизованным изображением буя. В 1796 году он зачем-то был выведен за штат (то есть перестал быть уездным), но через шесть лет статус уездного города вернули. К середине XIX века население города возрастает до 2132 человек, домов насчитывается 290. Построены уездное и приходское училища. Местные жители занимаются различными ремеслами, многие уходят на заработки в Санкт-Петербург и Москву. Первое промышленное предприятие — винокуренный завод Кудрявцева, производящий водку — в Буе появляется только в 1880 году. Существенный толчок к развитию города дало строительство железной дороги Вологда-Вятка в начале XX века. Строительство шло с 1903 по 1905 год, железнодорожное сообщение между Вологдой и Вяткой было открыто 24 ноября 1906 года. В это время активно ведется заготовка и переработка леса, строятся химический, кирпичные, маслобойные заводы. В городе открываются магазины и лавки, трактиры, чайные. В 1910 году в Буе в специально построенном для этого здании открывается дворянское собрание. В этом же здании создается библиотека, кружки, клубы, проводятся балы и концерты. К 1917 году в городе проживает 7000 человек. После революции строятся новые промышленные предприятия, электростанция, учреждения образования и культуры, появляются новые кварталы. Население к 1939 году увеличивается до 20 тысяч человек. В годы войны в городе формировались эшелоны на фронт. В 1968 году со станции Буй отправился первый электровоз. Во второй половине XX века наблюдается стабильный рост числа жителей, к 1992 году их было 30 тысяч, после чего начался спад рождаемости и убыль населения. В настоящее время в городе работает несколько заводов и фабрик. 6 августа отмечается День города.

Что посмотреть

Время на осмотр: 2.5 часа на город, окрестности еще 2.5 часа.

Церковь Николая Чудотворца(1913). Фото: Марина Егорова

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца (1913).
Фото: Марина Егорова

Зачем ехать в Буй: небольшой городок русского Севера с тихой размеренной жизнью, сохранившимися памятниками архитектуры и живописными пейзажами подойдет для отдыха от столичной суеты.

Ориентация: Старая часть города расположена левее вокзала, если стоять к нему спиной; пройдя минут 15, вы доберетесь до площади Революции и стрелки рек Костромы и Вексы, на которой находится церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Автовокзал расположен в одном здании с железнодорожным вокзалом.

Буй производит впечатление очень ухоженного города, большинство зданий недавно отремонтированы и покрашены довольно яркими красками. Типовые пятиэтажки на улицах города соседствуют с бревенчатыми избами, кое-где попадаются купеческие дома XIX века. Наиболее живописное место — старое городище на стрелке рек Костромы и Вексы.

0,226