Солигалич

Воскресенский собор (1660—1669) и колокольня. Фото: Ярослав Блантер

Солигалич

Солигалич — районный центр Костромской области. Население — 6900 (2005); координаты 59°05´ с.ш., 42°17´ в.д. Расположен в верховье реки Костромы — левого притока реки Волги. Достопримечательности находятся на правом берегу Костромы. В отличие от большинства других районных центров России, в Солигаличе сразу бросается в глаза чистота города.

Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием «Соль Галицкая». «Соль» указывает на существование на этом месте соляных промыслов, возникших, по-видимому, в начале XIV века (они просуществовали 500 лет и закрылись в 1823 году за нерентабельностью), а «Галицкая» — на принадлежность к Галичскому княжеству, со столицей в лежащем южнее Галиче. Это упоминание 1335 года связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем (по поводу имени, отчества и удела имеются разногласия) Воскресенского монастыря. В 1450 году город вместе со всем Галичским княжеством был присоединен к Москве и оказался на восточной границе московского княжества.

По этому случаю город укрепили — построили деревянную крепость и земляные валы. Как довольно быстро выяснилось, не зря — так, в 1532 Солигалич выдержал трехдневную осаду казанских татар. Как и многие другие дошедшие до наших дней русские города, Солигалич удачным образом оказался на важном торговом пути — из Волги вверх по Костроме в Северную Двину и далее на Архангельск. В сочетании с одними из самых известных русских соляных промыслов это означало огромные богатства. В XVII веке начинается каменное строительство. И как, опять же, многие торговые города, в XIX веке Солигалич приходит в упадок. Соляные варницы закрываются. Водное сообщение теряет свое значение, дороги оказываются далеко на юге (даже и сейчас Солигалич находится в тупике — автомобильная дорога ведет только на юг, и все сообщение с внешним миром производится через Галич, на север дороги нет), железная дорога пришла сюда только в 1950е годы, да и то только боковая ветка ведомственной Монзенской линии. В довершение всего, в 1808 году пожар уничтожил почти все деревянные здания в городе. Пришлось придумывать что-то новое. В 1841 году уроженец Солигалича Василий Александрович Кокорев (позже известный как строитель первого в мире нефтеперегонного завода, владелец железных дорог и один из богатейших купцов России) основал курорт на минеральных водах, который существует и по сей день. Затем появилось производство железа и дегтя, а сейчас градообразующим предприятием является известковый комбинат. К счастью, промышленность не изменила облик города, и Солигалич и в наши дни представляет замечательный пример того, как выглядела глубокая российская провинция XIX века

Что посмотреть

Время на осмотр: два-четыре часа.

Зачем ехать в Солигалич: Замечательная деревянная резьба; памятники архитектуры XVII века — Воскресенский и Рождественский монастыри; сохранившаяся атмосфера северного провинциального города.

Ориентация: Солигалич с екатерининских времен сохранил радиально-кольцевую планировку. В центре находится торговая площадь, выходящая к реке Костроме. Оба монастыря, Воскресенский и Рождественский, находятся ниже (южнее) по реке и хорошо видны с моста через Кострому. Вокзал, наоборот, расположен в северной части города.

Названия улиц. При советской власти Солигалич не избежал общей беды всех русских городов — тотального переименования улиц. Для удобства ориентировки мы приводим ниже современные названия, но считаем необходимым дать тут старинные названия этих улиц. Вот неполный список:

  • Пятницкая улица — переименована в улицу Карла Либкнехта;
  • Крестовоздвиженская улица — в Коммунистическую улицу;
  • Кузнечная улица — в Комсомольскую улицу;
  • Голенастая улица — в улицу Пушкина;
  • Горошная улица — в Советскую улицу.
Огромная торговая площадь находится в центре радиально-кольцевой (точнее, полукольцевой, так как вся она расположена на правом берегу) структуры города. В ее центре, посреди асфальта, стоит Крестовоздвиженская (Борисоглебская) церковь (1809—1816). По краям площади находятся торговые ряды, при этом те, что дальше от реки — аутентичные, деревянные, середи
ны XIX века, а другие, ближе к реке — очень удачно стилизованный под старину новодел 1990-х годов. Каменные здания, обрамляющие площадь, происходят из XIX века: дворянское собрание (1860-е годы, сейчас здание городской администрации), уездное земство, дом и трактир купца Завьялова (1870-е годы). На восток площадь сужается и переходит в мост через Кострому. Перед мостом у реки стоят отреставрированная церковь Преображения (1821) и церковь Николы на Наволоке (1688, потерявшая главу) с новой миниатюрной деревянной звонницей. За мостом, на левом берегу реки Костромы находится городище — земляные валы, все, что осталось от той самой крепости, которая выдержала трехдневную осаду казанских татар. С моста замечательный вид на Солигалич.

Южнее (ниже по реке) когда-то был Рождественский девичий монастырь, открытый в XVII веке стараниями жены Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны Милославской. После ее смерти финансирование существенно уменьшилось, а в 1764 году монастырь и вовсе закрыли. До нас дошел ансамбль, состоящий из Рождественского собора, который был начат в 1668 году, потом строительство было остановлено из-за недостатка средств и закончено только в 1792—1805 годах, и колокольни. В монастыре при советской власти долгое время размещался краеведческий музей, который был в 2000 году переведен в другое здание, а сам собор передан церкви. От моста к монастырю проще всего пройти вдоль реки, а в плохую погоду — обойти по площади и улице Вылузгина. Рядом с ансамблем находится здание бывшего уездного училища (1830-е годы, улица Вылузгина, 16).

Еще южнее (дальше от центра по улице Вылузгина) находится Воскресенский монастырь, который, как мы уже упоминали, был основан в 1335 году, но каменное строительство в нем началось только в 1660 году. Воскресенскому монастырю повезло меньше, чем Рождественскому: в настоящее время он заброшен, монастырские стены, кельи и вспомогательные помещения до нашего времени не дошли, интерьер собора утрачен. От всего великолепия остались пятиглавый Воскресенский собор (1660—1669), первое каменное здание монастыря, со стоящей рядом шатровой колокольней, и завершенная чуть позже также пятиглавая Богоявленская церковь (1681). Тот факт, что обе церкви построены практически одновременно и в одном стиле (да еще и в том же, что и Рождественский собор), придает ансамблю монастыря особую гармонию. Прямо около монастыря расположены каменные здания бывшего духовного училища и бывших присутственных мест.

Практически весь Солигалич застроен старинными деревянными жилыми домами с замечательной резьбой. Историческая застройка занимает больше половины территории города. Под охраной государства находится усадьба Мичурина (начало XIX века, Коммунистическая улица, 21), на которой, впрочем, никакой резьбы нет. Зато большинство остальных деревянных домой покрыто резьбой, иногда весь фасад целиком, как на доме купцов Шалаевых (улица Гагарина, 5). Примечательно, что резьба сохранилась не только на исторических зданиях, а является живым искусством. Среди других зданий отметим заброшенную Входоиерусалимскую церковь (1804, улица Карла Либкнехта, за зданием дворянского собрания, церковь Петра и Павла на городском кладбище (от центра по Комсомольской улице) и двухэтажные деревянные амбары по дороге в сторону Илейкино (дальше за кладбищем). На территории санатория находится соляной колодец конца XIX века. В лесу, за стадионом — минеральный источник.

Как мы уже упоминали, в конце 1950-х годов в Солигалич была проведена железная дорога. В этом факте не было бы ничего необычного, если бы не ряд обстоятельств. Во-первых, она идет не на юг, в направлении областного центра — Костромы — и ближайшей магистральной линии Ярославль — Данилов — Пермь, а на север, к границе Вологодской области, в поселок Ламса. Там она соединяется с основным ходом Монзенской железной дороги — ведомственной линии, построенной в основном для обслуживания лесозаготовок юга Вологодской области.

0,272