Царские чертоги

С противоположной стороны Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, симметрично зданию Трапезной палаты, расположены Царские чертоги, где останавливался царь и его приближённые. здание строилось одновременно или сразу после трапезной и, очевидно, теми же мастерами.

Царские чертоги во многом похожи на здание Трапезной палаты — они имеют такие же размеры, два широких лестничных всхода на второй этаж (не сохранились), стены также раскрашивались «в шахмат».

Две ленты спаренных окон опоясывают всё здание, подчёркивая его протяжённость. Оконные проёмы нижнего этажа оформлены белокаменными наличниками, зато окна верхних парадных палат украшены богатыми фигурными обрамлениями из многоцветных поливных изразцов.

Планировка Царских чертогов знаменует переход от свободного  расположения помещений в зданиях древнерусского зодчества к новым принципам строгой регулярности XVIII в. Чертоги представляли собой анфиладу комнат — парадные залы и жилые помещения.

Внутренняя отделка Царских чертогов относится к сер. XVIII в. — своды и оконные откосы палат украсила тонкая лепка и резьба неповторяющегося рисунка, дощатые полы заменил наборный паркет из ценных пород дерева, стены были обиты шёлковыми обоями. Сохранились две нарядные изразцовые печи в этих палатах.

Здание Царских чертогов теперь занимает Московская Духовная Академия. Во втором, парадном этаже Чертогов размещается церковно-археологический музей Академии и храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В храме установлен трёхярусный иконостас с иконами старого письма. Ранее они принадлежали московской церкви Харитона Исповедника в Харитоньевском пер. и переданы сюда в 1955 г.

К 1000-летнему юбилею Крещения Руси стены и своды Покровской церкви были заново расписаны в темперной технике «под фреску» на богородичные сюжеты, а горнее место в алтаре украсила мозаичная икона «Вознесение Христа».

Царские чертоги на карте

0,209