Медовуха

Суздальская медовуха

Суздальская медовуха

Медовуха — алкогольный напиток, приготовленный с использованием мёда.
Обычно крепость от 10 до 16 градусов, но может быть и больше. Содержание сахара чаще 8 — 10 процентов, но может быть меньше.

Исследователи не пришли к единому мнению, можно ли применять слово «медовуха» ко всем традиционным русским напиткам из мёда, и употреблять в качестве синонима для напитка под названием «мёд»; или же следует разграничивать понятия «напиток медовуха» и «напиток мёд». В качестве аргумента приводят идентичность основных ингредиентов медовухи и мёда и аналогичность приготовления.

Виды медовухи

Медовуха различается по способу приготовления:

В зависимости от стерилизации мёда:

  • Медовуха ставленная (приготовленная путём брожения без стерилизации мёда кипячением);
  • Медовуха варёная или сытная (приготовленная путём брожения со стерилизацией мёда кипячением).

В зависимости от времени добавления мёда:

  • без последующего добавления мёда после приготовления;
  • с последующим добавлением мёда после приготовления.

В зависимости от дополнительного добавления этилового спирта:

  • без добавления этилового спирта;
  • с добавлением этилового спирта.

В зависимости от срока изготовления и крепости:

  • Медовуха молодая;
  • Медовуха (обычная);
  • Медовуха крепкая;
  • Медовуха ставленная.

В зависимости от ингредиентов:

  • Медовуха хмельная (с хмелем);
  • Медовуха подельная (с пряностями).

Существует точка зрения, что медовуха на самом деле являлась сладким напитком, состоящим из разведённого в воде мёда (сахара тогда не было).

Состав медовухи

Основным ингредиентом медовухи является пчелиный мёд.

В качестве дополнительных ингридиентов используют хмель, пряности, ягоды.

«Чарка мёду». К. Е. Маковский, ок. 1910 г.

«Чарка мёду». К. Е. Маковский, ок. 1910 г.

История медовухи

Напиток, получаемый из мёда путём брожения, известен с древних времён. Уже древние индоевропейцы считали мёд сакральным продуктом. Археологические находки, происходящие из святилищ, начиная с 7-6 тыс. до н. э., дают примеры изображений циклов производства мёда. Древние индоевропейцы считали, что в загробном (небесном) мире существуют медовые реки, а медовый опьяняющий напиток они связывали с представлениями о медовом дожде, который проливается на землю из небесной реки. Пчёлы могли восприниматься как насекомые, добывающие мёд именно из небесной реки. Таким образом, медовый напиток связывается с потусторонним миром и с идеей бессмертия.

На закате древних времён медовый напиток остаётся наиболее распространённым у германцев, греков, славян, и финнов и др.

У германцев медовый напиток воспринимался как дар людям от богов. У скандинавов известен как дар Одина. Этот дар, под названием «мёд поэзии», приносил поэтический талант. Одновременно у германцев употребление мёда служило ритуалом перехода в потусторонний мир (так, даже убитого могли называть «опьянённым»).

У славян медовый напиток был ритуальным. Медовый напиток ассоциировался с рекой потустороннего мира, в которой текут медово-молочные воды. Согласно исследованиям, мёд постоянно сопровождал славянские религиозные приношения и пиршества.

У финнов медовый напиток воспринимался как сказочная живая вода, которая может возвратить к жизни мёртвого.

На Руси медовый напиток сначала назывался просто «мёд» или «медок». Готовился мёд путём медостава («ставленный мёд» от 5 до 20 лет перебраживался из натурального нестерилизованного мёда в зарытых в землю дубовых бочках).

С XI в. наряду с методом медостава используется метод варения, благодаря которому стало возможно получать напиток уже через месяц, однако мёд приходилось стерилизовать кипячением. На протяжении всего Средневековья на Руси использовали напиток мёд в ритуалах по случаю рождения, в поминальных ритуалах, также он был неизменным во всех крупных семейных праздниках, был постоянным атрибутом гостеприимного хозяина, а также замечен при использовании в домашней ворожбе.

На застольях мёд было принято пить исключительно до еды. Изначально это было связано с религиозными представлениями, но к закату Средневековья эти представления выхолащивались и оставалась просто традиция, причину которой не помнили.

В XV в. практически полностью перестают готовить мёд методом медостава.

Исчезает ритуал употребления мёда до еды.

В XVII в. медоварение становится редким явлением, так как мёд вытесняется вином.

К XIX в. медоварение возрождается, а с ним и мёд под именем «медовуха».

Современное производство

Сейчас в России есть несколько  производителей медовухи, среди них Суздальский медоваренный завод, ООО «Рось» (г. Павловский Посад), ООО «Медоварус» (Бывшее ООО «Хлебное» г. Царское Село), «Новая медоварня» г. Москва, ООО Уржумский продукт, ООО «Сибирские медоварни».  С 2009 года производство медовухи под брендом «Мед хмельной» начато в г. Ангарск, Иркутской области. Производитель — ООО «Ангарская пищевая компания».

Суздальская медовуха

«Суздальский медоваренный завод» — крупный производитель этого напитка. Сейчас заводом выпускается 6 сортов: безалкогольная, «Двугривенная» и «Полуполтинная» (2006 г).

«Двугривенная» — сладкая, почти приторная, умеренно крепкая с отличным медовым вкусом и ароматом. «Полуполтинная» — более плотная, но и сильнее сброженная, поэтому сладость более умеренная, крепость повыше, но алкоголь не ощущается, хотя пьянит весьма сильно. Вкус более гармоничный.

С 2007 г. появились «Пятиалтынная», «Стрелецкая», «Опричная», «Казачья».

В торговых рядах рядом с музеем деревянного зодчества можно приобрести домашнюю медовуху, которую изготавливают местные умельцы.
По материалам Википедии, Creative Commons - Share Alike. Фото и изображения на странице принадлежат следующим авторам: Vkx, Creative Commons — Share Alike 3.0 Unported, Public Domain

0,247