Свято-Успенский Княгинин Монастырь

 (350x505, 39Kb)

Свято-Успенский Княгинин Монастырь

Памятник местного значения Свято-Успенский Княгинин Монастырь стал последним в ряду построек, произведенных во время славного княжения Всеволода Большое Гнездо во Владимире. Княгинин женский монастырь был основан первой супругой Великого князя Владимирского Марией Шварновой, названной летописцами Российскою Еленою за ее благочестивую и добродетельную натуру.

Княгиня купила место над речкой Лыбедею в части города, называвшейся Новым городом (Китай-городом), и основала здесь женский (девичий) монастырь, именуемый Княгининым. В отличие от предыдущих белокаменных построек, возведенных из дикого камня, Успенский храм был построен из кирпича. Через два года после основания, 9 сентября 1202 года, церковь, уже украшенная внутри иконами, была освящена епископом Иоанном в присутствии. Великого князя и его детей. Богатство украшений было настолько велико, что храм был признан как один из богатейших на Руси.

Долгое время, до утраты Владимиром статуса столичного города, в новоустроенном монастыре усыпальницей великих княгинь и женщин из княжеского рода служил Храм во имя Успения Божией Матери. В этом храме позднее нашли себе упокоение: вторая супруга Всеволода — Анна, первая супруга Александра Невского — Александра, дочь его — Евдокия, вторая супруга Александра Невского — Васса.

В период царствования Алексея Михайловича в монастыре произошли перемены: благодаря пожертвованиям святейшего патриарха Иосифа был расписан новый иконостас, царские двери и местные иконы, выстроены двое каменных ворот и шатровая колокольня.

С начала XVIII столетия, с воцарением Петра Первого и переменой политики, монастырь уже не пользуется исключительным положением. В 1700 году был получен указ, по которому два колокола, в 30 и 23 пуда, были отобраны у монастыря и перелиты на пушки.

К 1762 году относится учреждение монастырских штатов, Княгинин монастырь был причислен к разряду второклассных монастырей.

В 1855 году пожаром, начавшимся в Царицынской улице, был уничтожен почти весь монастырь, из церковных зданий пострадали главным образом Успенский храм и колокольня.

В начале XX века в обители было два храма, больница для сестер, церковно-приходская школа для девочек, чуть позже монастырь был закрыт. Успенский собор XV-XVI вв. реставрировался в 1924г., 1958—1961 гг. С 1986 г. в соборе размещался музей, а в начале 1990-х монастырь возрожден.

В Успенском храме Княгинина монастыря сохранились до наших дней замечательные фрески середины XVII века. Традиционно для древнерусских храмов размещение композиций: на северной и южной стенах — сцены из жизни Пресвятой Богородицы (ей и посвящен храм), а в алтарной части изображены апостолы. На пилонах, несущих своды и купол, располагаются «столпы» воинствующей церкви: епископы, великие князья. После службы молящиеся выходили западными дверями, где изображение Страшного суда напоминало о грядущем возмездии за «греховную жизнь», к которой они возвращались.

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор представляет собой дворцовый храм Всеволода III с удивительной по своей изысканности и сложной по содержанию белокаменной резьбой на фасадах.

По историческим данным, собор был заложен в 1194 — 1197 годах и посвящен святому воину Дмитрию Солунскому. Кроме того Всеволод Большое Гнездо начал строительство храма по случаю рождения сына Дмитрия и включил собор в комплекс построек княжеского двора.

Главное достоинство Дмитриевского собора — его скульптурные украшения, выполненные из резных камней. Этот изысканный, поистине царственный убор придает стенам храма ажурный вид. Каждая композиция в его архитектурном убранстве включает около 1500 резных камней. Единый идейный замысел каждой детали резьбы заключает сложную философию жизни: прославление красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии.

Дмитриевский собор является наиболее интересным творением эпохи Всеволода Большое Гнездо, одним из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. Храм несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.

В настоящее время храм не действует. Он внесен в список памятников ЮНЕСКО, является архитектурным памятником федерального значения.

Успенский собор и колокольня

Златоглавый Успенский собор располагается на высоком берегу реки Клязьмы в центре Владимира, господствуя над панорамой города. Храм был построен при князе Андрее Боголюбском в 1158 — 1160 годах и первоначально мыслился как культурный, политический и религиозный центр Владимиро-Суздальского княжества.

В сентябре 1164 года в собор была перенесена Чудотворная икона Божьей Матери, величайшая святыня Руси, принадлежащая перу гениального византийского художника начала XII века. Образ стал называться Владимирской иконой Божьей Матери. С тех пор прекрасный образец русской архитектуры XII века Успенский собор становится главным храмом всей Руси.

Во время сильного пожара 1185 года собор пострадал: восстановить его в прежнем виде не удалось. Реконструкция Успенского собора была произведена при князе Всеволоде III, и в результате перестройки храм стал пятиглавым. Разделенный внутри на пять помещений, он стал обширнее: расширили его восточную, алтарную часть, а три другие обвели новыми стенами. На стенах сохранились фрагменты архитектурных композиций: аркатурно-колончатый фриз с клиновидными консолями и резными капителями, лента поребрика, — многое из этого мастера Всеволода повторили и на новых стенах.

В течение столетий собор еще не раз горел и был разорен, реставрировался. Вопреки превратностям исторических судеб слава Успенского собора была долгой и прочной. Вплоть до 1432 года под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи. По сей день святые мощи владимирских князей Андрея Боголюбского, Всеволода III, Александра Невского, их родственников, епископов и настоятелей храма покоятся в некрополе собора.

В XIX веке рядом с Успенским собором поставили эффектную четырехъярусную колокольню с высоким шпилем, сооруженную в формах классицизма.

Собор долгое время служил образцом для русских и иностранных зодчих. По его подобию итальянцем Аристотелем Фьораванти был построен Успенский собор Московского Кремля, похожий на владимирский. Зодчий зарисовал детали первоначального архитектурного убранства Успенского собора во Владимире и перенес их на свою постройку в Москве.

В настоящее время Успенский собор является всемирно известным памятником архитектуры. Он хранит фрагменты фресок неизвестных мастеров середины 12 века. В 1408 году над росписью собора работал художник Андрей Рублев, известный росписью икон. Среди творений гениального мастера древнерусской живописи, выполненных для иконостаса Успенского собора — список Владимирской иконы Богоматери (ныне в фондах музея) взамен древней иконы, вывезенной в Москву (сейчас она хранится в Третьяковской галерее).

Собор является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии. Это памятник федерального значения включен в список ЮНЕСКО

Золотые ворота

Золотые ворота — свидетельство былой красоты и могущества столицы Древней Руси XI-XIII веков во Владимире. Это редчайший памятник военно-инженерного зодчества Древней Руси. Построенный в 1164 году, он сохранил от древнего здания лишь две мощные белокаменные стены.

Уникальность сооружения состоит в том, что из существовавших в средние века таких же Золотых ворот в Иерусалиме, Константинополе и Киеве до наших дней сохранились только древние, владимирские.

Во времена князя Андрея Боголюбского это были главные, самые нарядные и торжественные ворота столицы Северо-Восточной Руси. Помимо оборонительной цели они имели также назначение триумфальной арки. Внутри арку закрывали тяжелые створы дубовых ворот, обитые аравийской медью, вероятно, позолоченной. Золотые ворота оформляли западный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Такие ворота возводились в крупных городах христианского мира в память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города.

Во Владимире под сводами ворот проходили княжеские дружины, возвращавшиеся из походов и уходившие на защиту своей родины. Здесь встречали иностранных послов и именитых гостей, здесь отмечали торжественный въезд на великое княжение Александра Невского и Дмитрия Донского. Здание ворот неоднократно реконструировалось. Впервые Золотые ворота пострадали в 1238 году во время осаждения Владимира татарами. Новые повреждения памятник получил во время военных действий начала XVII века. Окончательное восстановление Золотых ворот было произведено в 1785году.

На сегодняшний день в здании расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и худо
жественного музея-заповедника.

Памятник занесен в список памятников ЮНЕСКО.

Церковь во имя Казанской иконы Божией матери с приделами Иоанна Златоуста и мученика Авраамия

Кроме храма Успения в Княгинином монастыре находится церковь во имя Казанской иконы Божией матери с приделами Иоанна Златоуста и мученика Авраамия. Храм расположен к западу от Успенского собора монастыря и назван в честь праздника Казанской иконы Божией Матери, отмечаемого 21 июля и 4 ноября.

Вполне вероятно, что эта постройка появилась в монастыре еще в XV веке, вскоре после сооружения Успенского собора, и представляла собою обширную светлую трапезную палату, входившую тогда в обиход монастырского строительства Московской Руси.

Казанская церковь возведена в 1789 году с использованием фундамента и стен стоявшего на этом месте древнего храма Иоанна Златоуста, упоминаемого в монастырских документах середины XVII века (1665 год).

Церковь сильно искажена многочисленными перестройками. В 1849 году заботами настоятельницы монастыря Евгении храм расширили со стороны Казанского приделом во имя святого мученика Авраамия и обновили ветхие своды. В следующем году в церкви были устроены два новых иконостаса прекрасной работы, с резьбой и позолотой. Существовал и храм во имя Иоанна Златоуста, который упоминается в описи 1665 года.

Церковь во имя Казанской иконы Божией матери была закрыта в 1923 году. С 1928 года постройку занимало хранилище Государственного архива Владимирской области. К празднику Покрова в 1998 году храм был передан женскому монастырю.

Князь Владимирский храм

Церковь во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира — Крестителя Руси была построена в 1785 году на средства городских обывателей как церковь при загородном кладбище за Нижегородской заставой.

По преданию, храм стоит на месте священной рощи Кузявка в бывшей Яриловой долине, где в дохристианские времена стоял идол Ярилы и где совершались буйные языческие торжества.

В 1891 году церковь утеплили, был устроен новый иконостас в главном храме и расписаны живописным письмом стены. Это единственная в городе церковь, построенная в духе классицизма.

С 1930-х годов и до начала 1990-х Князь-Владимирская церковь вместе с главным Успенским собором являлась островком веры и духовности для владимирцев и жителей области. Здесь и в советский период можно было совершить православные обряды :таинства крещения, причащения, венчания, отпевания.

До настоящего времени Князь Владимирский храм 1785 года сохранился без существенных изменений. Церковь имеет три престола: во имя святого равноапостольного князя Владимира; во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и во имя святых мучеников Адриана и Наталии- в приделах. В церкви проходят богослужения: понедельник—пятница -с 8-00 ,суббота -с 8-00 и с 17-00, воскресенье: ранняя в 7-00 , поздняя в 9-00 ,вечерняя в 17-00; крещение совершается: понедельник—суббота в 8-30,воскресенье в 9-30

Адрес: ул. Большая Нижегородская, 71а (на старом кладбище).

Троицкая церковь

Троицкая церковь, называемая владимирцами «Красная церковь», — одна из последних церковных построек губернского Владимира 1916 года.

Церковь возведена к 300-летию императорского Дома Романовых и занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы.

В 1912 году участок вблизи Золотых ворот на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской. приобрела старообрядческая община, состоявшая по преимуществу из купечества. По проекту архитектора-художника С. М. Жарова на свои средства община начала строительство храма.

Сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей, церковь сооружена так называемой «крестовой кладкой» отличным красным кирпичом местного Студзицкого завода. С высокой главой и колокольней, церковь явилась образцом новой строительной техники того периода. В 1916 г. Троицкая церковь была освящена.

Службы в храме прекратились в 1928 года и не возобновлялись. Здесь разместилось губернское архивное бюро, а в 1960-е годы храм предполагалось снести. Стараниями общественности и при активном участии писателя В. Солоухина церковь сохранили.

На сегодняшний день здание представляет собой сооружение из красного кирпича, состоящее из собственно церкви и колокольни. Высокий силуэт со ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава. Цокольная часть, контуры окон и порталов выложены из белого камня.

0,303