Прогулка по Владимиру

Центральная улица Владимира. Фотографии Владимира

Прогулка по Владимиру

Их можно увидеть, если идти вдоль Московской улицы — главной магистрали старого Владимира. В 12-м веке на ней в западной части были поставлены ворота, названные Золотыми”. Кроме них, еще были Серебрянные, которые возвели на востоке. К сожалениею, они не сохранились, а вот Золотые встречают всех, кто приезжает во Владимир со стороны Москвы. Их строили в течение 10 лет, начиная с 1154 года, когда на владимирском престоле сидел князь Андрей Боголюбский. Их возводили по старинной испробованной технике: стены состояли из мощной коробки”, сложенной из тесаного белого камня. Ее внутренность заполнялась бутом (крупные обломки горных пород) на очень прочном известняковом растворе. Такая кладка носила название полубутовой”.

Стены ворот первоначально были выше на 1,5 м, однако со временем они опустились под землю. По задумкам древних архитекторов ворота должны были стать частью оборонительной системы крепости. Поэтому в старину с боевой площадки, с которой обстреливали войска противника, также лился вар — кипящая смола, бросались камни.

Сейчас на этом месте оборудовали смотровую площадку, взобравшись на которую можно представить, как выглядел город 800 лет назад. На еще одну можно взойти из водонапорной башни, которая расположена на Козловом валу. Называется она Старый Владимир”. Кстати, Козлов вал — южное укрепление города. В 1158—1164 году вокруг города стали возводить валы и рвы. Они стали самыми мощными, их протяженность 7 км, что на 2, 5 км меньше укреплений, возведенных в Киеве. Их высота достигала 7-10 метров, а поверху шли рубленые стены с башнями. Однако с течением времени валы были заброшены, а позже засыпаны землей. Ту часть, которая находилась южнее Золотых ворот в 18 веке приебрел купец Козлов, отсюда и название вала.

Если идти по улице Большая Московская, то можно встретить педагогический институт, названный в честь Герцена. Однако у коренных жителей он ассоциируется с другой фамилией. Здесь учился Венедикт Ерофеев, автор знаменитой поэмы Москва — Петушки”.

Чуть дальше расположены гостиные ряды, построенные в 18 веке. Это торговые ряды в виде длинного ряда арок, в которых раньше располагались купеческие лавки. На Соборной площади туристы могут увидеть монумент, установленный в честь 850-летия города Владимира. Внешне он представляет собой усеченную трехгранную пирамиду, выполненную из белого камня. На ней аллегорически обрисовываются вехи в истории Владимира: воин с мечом, рабочий с моделью трактора в руке и другие скульптуры и барельефы. Здесь же, на Соборной площади, открывается вход в Успенский собор. Туристы проходят в него через колокольню, построенную в 1810 году вместо деревянной, сгоревшей от удара молнии. Археологи установили, что раньше на этом месте находились белокаменные ворота — вход в княжеские и епископские дворы. Однако в 12-м веке над ними появилась теплая надвратная церковь.

Ранее Успенский собор был небольшим, одноглавым. Стены его украшали несколько рельефов. Наружная роспись храма (а в то время фрески украшали как внутренние, так и наружные стены) была выполнена Андреем Боголюбским. Он прописал павлинов, символизирующих Воскресение, и пророков, которые держат в руках свитки с текстами, прославляющими Богоматерь. Эти росписи стен сохранились до наших дней, однако все остальное не уцелело после пожара 1185 года, который уничтожил почти все внутреннее убранство храма. Князь Всеволод Большое Гнездо решил восстановить его, но в корне изменив. В итоге площадь собора увеличилась в два раза. Также появились новая алтарная часть, галереи вокруг храма, по углам которых были поставлены четыре главы, были обновлены внутренние фрески. В итоге собор стал пятиглавым. Однако новый пожар 1238 года снова заставил церковных мастеров трудиться над убранством Успенского собора. Из внутренних украшений уцелели трехметровые фигуры пророков Артемия и Амвросия, написанные на восточных гранях юго-западных столпов церкви, монументальные кресты и фрагменты орнаментальной росписи на стенах и сводах храма.

В 1408 году князь Василий Дмитриевич принял решение обновить сильно обветшавшие фрески собора. За дело принялись 38-летний монах Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. Они расписали почти весь собор, однако и на этот раз сохранить все его убранство не удалось. До наших дней дошли лишь часть фресок, да и то не в своем первозданном виде.

0,227