Архитектура Ярославля. XX век

С приходом советской власти Ярославль перестраивается из «музея церковных древностей» в «образцовый социалистический город».

Советское время

В строительной деятельности советского времени акцент сместился с общественных зданий на многоквартирные дома (или, как их называли в 1920-е гг., «жилые комбинаты»). Уже в 1920-е гг. строятся два экспериментальных поселка для рабочего класса — «соцгород» для работников РАК и Бутусовский посёлок — пример архитектуры конструктивизма. К этому же направлению можно отнести клуб «Гигант» с непритязательно-упрощёнными фасадами и несколько жилых «домов с арками», возведённых по постконструктивистским проектам архитекторов Москвы и Ленинграда. Обширный комплекс Государственного банка занял собой целый квартал перед Спасо-Преображенским монастырём.

В сер. 1930-х гг. ярославских архитекторов занимает тема «большого ордера». Застройка улицы Советской и ряда других крупных магистралей варьировала стилизации под ренессанс, классицизм, неоклассицизм. Крупные общественные здания вроде здания областного УВД и гостиницы «Ярославль» выделялись упрощёнными ордерными формами «тоталитарного классицизма». После окончания войны в Ярославль приходит «сталинский ампир», главной приметой которого стали многоярусные башни со шпилями (вокзал «Ярославль-Главный»). Ленинградские архитекторы подготовили проект регулярной застройки проспекта Ленина и ряда других улиц с высотными доминантами. Активно велось озеленение центральной части города.

Послесталинский период ознаменовался дальнейшим вторжением в старые кварталы города сугубо современных зданий, выбивающихся из исторической застройки. Таковы гостиница «Юбилейная» на набережной Которосли рядом со Спасским монастырём, Театр юного зрителя и соседнее с ним высотное здание в гуще старого города, жилые дома на Волжском спуске и безликая «хрущёвка» в Рубленом городе. К удачам можно отнести комплекс Речного вокзала на Волжской набережной с изящной часовой башней и представительное здание Обкома КПСС, органично вписавшееся в ансамбль Советской площади (проект удостоен Государственной премии РСФСР).

Утраты XX-XXI вв.

Снос символов старого режима приводит к превращению в пустырь исторического ядра Ярославля — Рубленого города. Многие храмы допетровского времени, несшие функцию важнейших градостроительных доминант (в их числе Успенский собор и Петропавловская церковь, ключевые архитектурные акценты по сторонам Волжской набережной), были снесены, несмотря на их отнесение к высшей категории историко-архитектурной ценности.

Крестовоздвиженский, Петромитрополицкий, Николо-Тропинский храмы XVII в. сохранились в обезображенном виде и используются в производственных целях, что ускоряет их разрушение. На ту же участь был обречён до последнего времени богатейший по силуэту Кирилло-Афанасьевский монастырь. Казанский монастырь потерял стены и звонницу, многие храмы (Николы в Меленках, Вознесения, Благовещения, Кирилла и Афанасия) лишились своих колоколен.

Всего за советское время Ярославль утратил не менее 30 храмов, большей частью допетровской постройки. Те церкви, которые не подлежали сносу, были обстроены со всех сторон новыми зданиями.

Однако в 1987 г., всего через несколько лет после сноса Косьмодемьянской церкви (1686 г.), в ведение РПЦ был передан полуразрушенный Толгский монастырь. Он стал первым в новейшей истории СССР монастырем, возвращенным церкви. К XXI в. монастырь был полностью восстановлен и по числу насельниц занимал одно из первых мест в стране.

В старом городе после распада СССР был воссоздан только один храм — Успенский собор (2004-10 гг.), причём в формах, имеющих мало общего с верхневолжской традицией. Возведение в Ярославском кремле огромного здания, подавляющего своими масштабами окрестную застройку, стало предметом обсуждения на 33-ей сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО как радикально меняющее облик исторического центра города.

В 1990-е и 2000-е гг. тенденция к гармонизации вновь возводимых зданий со сложившейся архитектурной средой получила дальнейшее развитие. Тем не менее разрабатываются планы застройки центральной площади Волкова, сооружения торгового центра встык со Знаменской башней.

Под видом реконструкции были снесены некоторые памятники старины, включая дома Энгельгардта и Понизовкина; искажены интерьеры отеля «Бристоль».

Местные СМИ регулярно сообщают о нарушении высотного регламента при строительстве жилых домов и торговых центров. Фасады центральных улиц (в частности, ул. Первомайской) практически полностью закрыты пёстрой рекламой и ультрасовременными вывесками.

В рамках подготовки 1000-летия города за Волковским театром, в охранной зоне ЮНЕСКО ведётся строительство торгово-развлекательного центра, на месте Златоустинской церкви в кремле возводится 6-этажная гостиница Marriott, западнее Успенского собора на территории кремля недавно введён в эксплуатацию жилой дом. Отсутствие должного присмотра за памятниками архитектуры привело к таким утратам, как обрушение уникальной колокольни Христорождественского прихода (1660-е гг.).

По материалам Википедии, Creative Commons - Share Alike

0,255