Фото: Public Domain
Владимир Всеволодович Мономах (в крещении Василий; 1053—19 мая 1125 гг.) — великий князь смоленский (1073—78 гг.), черниговский (1078—94 гг.), переяславский (1094—1113 гг.), киевский (1113—25 гг.), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по имени матери Марии (по другим данным — Анны) — дочери византийского императора Константина IX Мономаха.
Начало деятельности
В 1076 г. вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды (с отцом и Святополком Изяславичем) против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наемного войска из половцев для междоусобной войны. В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 г. отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.
В 1093 г. после смерти отца, Великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же занял Черниговский престол.
Фото: Public Domain
Организатор антиполовецкого союза
С 1093 г. вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097), 1100, 1103). В 1095 г. заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. В то время Тугоркан и Боняк ходили на Византию, но были разбиты. Боняк атакует Киев сразу по возвращении «из грек» — прямо с марша. Чуть позднее подступает к Переяславлю Тугоркан, там же и погибший вместе с сыном, разбитый подоспевшими дружинами Святополка Изяславича и Владимира Мономаха. После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.
Великое княжение
После смерти (1113 г.) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание: верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и, определял условия закабаления, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов.
Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял ¾ территории Древнерусского государства. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 г. Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права. В 1118 г. Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 г. Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 г. Мономах силой оружия завладел также минским княжеством.
При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 г. при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 г.) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко Городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
Фото: Public Domain
В 1116—17 гг. по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.
Фото: Дар Ветер, Creative Commons — Attribution 3.0 Unported
Писатель
Сочинения Владимира Мономаха дошли до нас в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи. Они являются ярким памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском. Под общим названием «Поучение» летописец объединил три литературных произведения: собственно «Поучение» (в котором выделяется подробный рассказ Владимира детям о своей жизни — «пути и ловы», то есть военные походы и охоты), «Письмо Олегу Святославичу», написанное около 1093 г., и заключительную «Молитву». «Поучение» — сложный памятник, складывавшийся в несколько этапов; работу над ним автор, по-видимому, начал в 1101 году во время поездки в Ростов (се ныне идоу Ростовоу), после тревожной встречи с послами и размышлений о своей жизни, а в окончательную форму облёк после 1117 г. (года упоминаемого в нём похода на Ярослава Святополчича). Среди литературных источников «Поучения» — библейские тексты, богослужебный корпус, апокрифы, прочая византийская литература (в том числе, по-видимому, тогда ещё не переведённая).
В «Поучении» изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость. Владимир Мономах осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают первостепенное политическое значение, и судьба Русского государства в огромной мере зависит от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках государственную власть. Мономах говорил: «Не следует проливать кровь того, кто причинит нам зло, но тремя добрыми делами можно избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней».
Власть — это не дар, возвышающий того, кто её получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает её носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д.
В своём «Поучении» Владимир особо подчеркивал необходимость соблюдения договоров, заключение которых на Руси в ту пору скреплялось крестоцелованием.
По материалам Википедии, Creative Commons - Share Alike