Храм в честь иконы Всех скорбящих Радость

В конце 1899 года купеческая дочь Е.Г.Корина и ее тетка Н.И.Щербакова предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить Владимирской Божьей Матери, так как эта икона издавна хранилась у них как семейная реликвия. Для обсуждения этой идеи в доме Н.И.Щербаковой стали собираться сочувствующие лица. В 1900 году С.И.Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода, пожертвовала участок земли на окраине города, где братья Константиновы возвели деревянный флигель и хозяйственные постройки. На следующий год она обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на этом месте Алексеевской женской богадельни с церковью.

«Возымела я искреннее желание на собственные средства с помощью благотворителей устроить на окраине города Иваново-Вознесенска богадельню и при ней храм божий,»- писала она архиепископу Сергию. -" Если же обстоятельствами и временем впоследствии будет вызываться возможность и потребность обратить богадельню в женскую общину, а затем в женский монастырь, то это признаю допустимым со своей стороны и желательным". Богадельня была рассчитана на «пять лиц женского пола», которые должны были находиться на полном обеспечении, и начала функционировать с 1901 года. В одной из комнат богадельни проходили богослужения, которые посещали и жители близлежащих улиц. Устав богадельни Синод утвердил в следующем году, она перешла в ведение еперхиального управления, а С.И. Жохова стала попечительницей. Согласно уставу, здесь жили и другие женщины для обслуживания престарелых и ухода за ними. На обязанности «тружениц» лежала также работа в хозяйстве, занятия рукоделием: шитьем, вязанием, вышиванием.

В 1902 году здесь был заложен небольшой храм. По первоначальному проекту П. Г. Бегена предполагалось строительство кирпичного двухэтажного корпуса богадельни с примыкающей к нему домовой церковью. Вскоре архитектор внес изменения в проект и 11 мая 1903 года провели торжественную закладку трехпрестольной церкви Владимирской Божьей матери с приделами Марии Магдалины и Михаила Клопского. Строился храм на средства фабриканта А.Н.Дербенева, владельцев ремизо-бердочного завода братьев Константиновых, Н.И.Щербаковой и других. Главный престол освятили 22 декабря 1904 года, а боковые — через три года.

Храм выстроен из красного кирпича в подражание архитектуре московских и ярославских церквей ХVII века. Выступающие объемы фасадов имеют трехлопастные завершения. Двойные и тройные окна украшены фигурными наличниками, входы выделены парадными крыльцами на круглых столбах под двускатной кровлей. Храм был увенчан пятиглавием. Внутри установили четырехъярусный иконостас с иконами «древнемосковского» письма. Рядом с храмом выстроили деревянную колокольню.
После создания храма число женщин, желающих жить и работать при богадельне, увеличилось. Некоторые из них — бывшие послушницы монастырей — стали вводить здесь монастырские обычаи, и вскоре внутренняя жизнь обитательниц этого учреждения приняла порядок, существующий в женских монастырях. В 1906 году выстроили деревянный двухэтажный дом, где могли жить «труженицы, желающие трудами послужить богадельне и призреваемым в ней», а на первом этаже устроили трапезную.

В 1905—1907 годах во Владимирскую духовную консисторию стали поступать настоятельные просьбы обитательниц богадельни об учреждении женской общины, где они должны были жить по монастырскому уставу под руководством монахини.
«Высокопреосвященнейший Владыко, не оставьте нас без внимания, мы живем здесь как овцы без пастыря... нас собралось всех сестер сорок, есть и из монашествующих, и девушки мирские, все желаем святую обитель получить, у нас бумага утверждена на Жохову, а она общину открывать не хочет, потому что замужем и живут они в миру в своем доме. Мы желаем все начальницу монастырскую». Эту идею поддержали и представители купечества, жертвовавшие средства на строительство храма: «Мы ходатайствуем ...не найдется ли возможность в означенную Алексеевскую богадельню назначить начальницу монахиню для водворения уставов монастырской жизни».

К тому времени при богадельне жили уже более пятидесяти женщин. В основном это были крестьянки Владимирской, Тамбовской, Рязанской губерний, вдовы священников, бывшие послушницы монастырей.

0,231