Церковь Иоанна Златоуста

Картинка 1 из 17

Церковь Иоанна Златоуста

Среди церквей Костромы храм во имя святителя Иоанна Златоуста на Лавровской улице занимает особое место. Он относится к числу тех трех старинных храмов города, которые избежали в советское время закрытия, и где никогда не прерывалось богослужение.

Свыше трех десятилетий, в 1929—1964 годах, храм на Лавровской был кафедральным собором Костромской епархии. В это время в нем совершали службы костромские архиереи, и он являлся главным центром духовной жизни всего нашего края. В тридцатые годы ХХ века, в самый страшный период гонений на Церковь, некоторые из служивших в нем архиереев и священников кровью запечатлели верность заветам Христа, пополнив своими именами список Российских новомучеников. В их числе — святители архиепископы Димитрий (Добросердов) и Никодим (Кротков), в недавнее время прославленные Русской Православной Церковью в лике святых, настоятель храма в 1917—1938 годах протоиерей Павел Князев и другие. В 1959—1961 годах в соборе служил исполнявший тогда обязанности управляющего Костромской епархией архиепископ Пимен (Извеков) — в 1971—1990 годах Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Впервые храм упоминается в 1628 году, в костромской писцовой книге, где говорится: «В Златоустенской улице в Кузнецах церковь ружная древяна клецки святых мученик Флора и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста (...) церковное строение государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси и поповы и приходных людей». Из этого сообщения видно, что в начале XVII века на месте нынешнего каменного храма находился традиционный ансамбль из двух храмов — небольшого («клетского») во имя святых мучеников Флора и Лавра, в котором служили зимой, и — храма во имя Иоанна Златоуста, где службы проходили летом (на момент составления писцовой книги он, скорее всего, сгорел, и от него осталось только «место церковное»). Как мы видим, писцовая книга констатирует, что в строении и украшении храма святых Флора и Лавра прихожанам помог сам царь Михаил Федорович Романов. Вероятно, жители Златоустенской улицы смогли обратиться к молодому государю с просьбой о помощи в сентябре 1619 года, когда он совершал благодарственное паломничество в Макариево-Унженский монастырь и посетил Кострому.

Вскоре после 1628 года «летний» храм Иоанна Златоуста выстроили заново. Рядом стоял храм святых Флора и Лавра, а вокруг них находилось обнесенное церковной оградой приходское кладбище. О судьбе храмов во второй половине XVII и первой половине XVIII веков нам почти ничего не известно. Каменное церковное строительство в Костроме возобновилось только в сороковые годы XVIII века. В числе одного из первых, на грани сороковых и пятидесятых годов XVIII столетия, взамен обветшавшего деревянного храма во имя святителя Иоанна Златоуста возвели каменный храм, освященный в 1751 году. Построенный «иждивением» купца Ивана Семеновича Аравина новый храм — пятиглавый, бесстолпный и одноабсидный — был возведен еще в традициях допетровского зодчества, но в его внешнем декоре уже царил стиль барокко, утвердившийся в архитектуре России с начала XVIII века. Как и свой деревянный предшественник, каменный Иоанно-Златоустовский храм был «холодным»: службы в его стенах совершались только в летнее время. Зимой по-прежнему служили в стоявшем рядом деревянном храме святых Флора и Лавра.

Каменный и деревянный храмы простояли рядом друг с другом около сорока лет. В конце восьмидесятых годов XVIII века взамен обветшавшего Флоро-Лавровского храма было решено пристроить к Иоанно-3латоустовскому храму два «теплых» придела и колокольню. Жертвователями на их строительство стали представители одной из ведущих в то время купеческих фамилий Костромы — братья Дмитрий Петрович, Алексей Петрович, Иван Петрович и Михаил Петрович Дурыгины. Старший из них, Дмитрий Петрович Дурыгин, в последней четверти XVIII века был городским головой, много сделавшим для восстановления Костромы после грандиозного пожара 1773 года. Новые приделы, увенчанные каждый небольшой главкой на восьмигранном барабане (так что всего глав у храма стало семь), были освящены в 1791 году. Примерно тогда же была закончена пристроенная к храму с запада высокая трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем. В это же время или перестроили, или выстроили заново большую прямоугольную в плане алтарную абсиду. Все новые пристройки — приделы, колокольня и абсид

— были возведены в стиле раннего классицизма. После пристройки приделов в храме стало три престола (два из них были историческими, существовавшими с момента возникновения здесь деревянных храмов): главный (в четверике «холодного» храма) — во имя святителя Иоанна Златоуста, в правом приделе — в честь Тихвинской иконы Божией Матери (неизвестно, существовал ли такой престол в деревянном храме, или он появился только в каменном), в левом — во имя святых мучеников Флора и Лавра и во имя великомученика Димитрия Солунского (небесного покровителя Дмитрия Петровича Дурыгина). В конце войны в истории храма произошло важное событие. Как известно, после встречи 4 сентября 1943 года И.В. Сталина с иерархами Русской Православной Церкви, государство существенно смягчило свою политику по отношению к Церкви. Одним из последствий этого стала ликвидация обновленчества, давно уже лишенного былой поддержки властей. В 1943 году был упразднен обновленческий кафедральный собор, с 1929 года находившийся в Иоанно-Богословской церкви на Каткиной горе. В ноябре 1944 года бывший обновленец настоятель Иоанно-Богословской церкви протоиерей Николай Голоушин на извозчике перевез в собор на Лавровской главную святыню Костромского края — Феодоровскую икону Божией Матери. После 3 декабря 1936 года храм на Лавровской, продолжая числиться кафедральным собором, оставался таковым лишь формально. Только в июне 1946 года в Кострому прибыл новый управляющий Костромской епархией епископ Антоний.

Адрес: Кострома, ул. Лавровская, 3

Тел.: (4942) 51-44-93

Источник: http://www.ruschudo.ru/miracles/810/

0,261