История Галича

Галич с высоты птичьего полета

Галич

История Галича насчитывает более 900 лет и связана с наиболее драматическими событиями средневековой истории России. В начале XV в. во время так называемой Большой феодальной войны галичские князья выступали как соперники московского князя Василия Темного и некоторое время даже княжили в Москве, объединив два политических центра Руси. Война закончилась поражением Галича, город был взят московскими войсками. С этого момента он становится форпостом Московской Руси, прикрывающим ее от набегов казанских татар и черемисов. Во время войны с Казанским ханством в середине XVI в. Галич рассматривался как один из возможных укрепленных пунктов для продвигающихся на Казань русских войск. Именно в это время была возведена (или реконструирована) новая крепостная стена Галича.

Город и его окрестности сильно пострадали во время Смутного времени начала XVII в. Знаменательно, что именно из галичских дворян происходил знаменитый Григорий Отрепьев, возможно, взошедший на русский престол и известный как Лжедмитрий I. Галич был сожжен польскими отрядами, погибла значительная часть населения.

В XVII-XVIII вв. Галич восстанавливается и превращается в богатый дворянско-купеческий город.

Галич расположен на берегах живописного Галичского озера (около 7 км в ширину и 20 км в длину). Само его расположение и планировка уникальны, поскольку город застраивался не только с учетом береговой линии, но и был сориентирован по «священной» оси, образуемой двумя монастырями: Паисиевым монастырем (находится на высоком холме за городом) и Николаевским Новоторжским монастырем.

Галич — немногий из русских городов, который практически не затронула регулярная перепланировка, проводившаяся в XVIII в. (от нее, например, весьма пострадали Тверь и Новгород). Город сохранил в основном подворную систему, поскольку новая застройка в Галиче почти не велась и затронула в основном только городские окраины. Это же обстоятельство способствовало тому, что в Галиче сохранились уникальные сооружения, имеющие важнейшее культурно-историческое значение.

Несмотря на то, что построенная в XIX в. Транссибирская железнодорожная магистраль изменила традиционное направление многих древних дорог, их остатки можно еще увидеть возле Свято-Паисиева монастыря, в котором находится уникальный по своей архитектуре, недавно отреставрированный храм XVII в. В этом храме покоятся мощи Преподобного Паисия Галичского.

Сохраняются практически в первозданном виде городские валы и наполненные водой крепостные рвы, реконструированные дьяком Иваном Выродковым в XVI в., накануне взятия Казани войсками Ивана Грозного.

В Николаевском Новоторжском монастыре несколько лет назад была произведена частичная реставрация Никольского собора — самого большого культового здания во всей Костромской епархии. Рядом с Новоторжским монастырем сохранились грандиозные валы и рвы старого Галича — крепости, взятой в свое время московскими войсками Василия Темного, которые штурмовали Галич, подойдя к его стенам по льду Галичского озера.

В начале XIX в. Галич пережил своего рода архитектурный бум: в городе появилось большое количество зданий, построенных пленными французами в стиле «ампир» (правда ампир провинциальный, что придает ему особую прелесть). К первой половине XIX в. относится и сооружение верхних и нижних торговых рядов как непременного атрибута более или менее значимого российского города.

Не менее живописны окрестности Галича, например села Чёлсма или Богородское, окаймляемые реками с чистой родниковой водой, окруженные густыми лесами. Чрезвычайны интересны и живописны села и монастыри, находящиеся на противоположном берегу Галичского озера, а также близлежащие города Чухлома и Кологрив.

Наиболее знаменательные даты и события истории города Галич
1238 г. — первое упоминание Галича в летописи.
1246 г. — Галич становится столицей самостоятельного Галичского княжества.
1363 г. — Иван Калита включает княжество в состав московских земель.
1450 г. — окончательное вхождение Галицкой земли в состав единого русского государства.
1609 г. — Галич полностью сожжен карательной экспедицией под командованием Лисовского.
1708 г. — при разделении России на губернии Галич приписывают к Архангелогородской губернии.
1719 г. — выделение Галичской провинции.
1778 г. — Галич становится уездным городом Костромской губ
ернии.

В 1246 году Галич стал стольным градом самостоятельного Галичского княжества. Родоначальником первой династии Галичских князей был сын великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича — Константин, родной брат Александра Невского.

Затерянный среди глухих заволжских лесов город сравнительно мало пострадал от монголо-татарского нашествия и продолжал развиваться. Неудивительно, что он привлек внимание дальновидного московского князя Ивана Калиты, включившего в 1363 году княжество в состав московских земель. В 1389 году Галич вместе с подмосковным Звенигородом отошел ко второму сыну Дмитрия Донского Юрию, вошедшему в историю как Юрий Звенигородский. После смерти своего старшего брата Василия Дмитриевича (1425 год) Юрий заявил о своих правах на московский престол. Началась знаменитая «феодальная война» XV века, которую после смерти Юрия Звенигородского продолжил его сын Дмитрий Шемяка. Опорным пунктом Шемяки в борьбе за московский престол стал Галич, где были построены мощные укрепления. Крепостные валы сохранились до наших дней вместе с названием — Шемякина гора.

Однако мощные стены и башни не помогли мятежному князю. Народ, уставший от междоусобиц, в 1450 году открыл городские ворота законному государю Руси — великому князю московскому Василию II Тёмному. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре был отравлен. А Галицкая земля теперь уже окончательно вошла в состав единого русского государства.

Галич, хотя это и менее известно, был родиной самозванца Григория Отрепьева. Поэтому во время Смутного времени город оказался во власти поляков, но в результате восстания Галич сумел освободиться от интервентов. В 1609 г. карательная экспедиция под командованием Лисовского сожгла город. Тогда население Галича частью было перебито, а частью ушло в леса. Позднее Галич принял активное участие в первом и втором ополчениях. Несколько десятилетий Галич с трудом оправлялся от нанесенного ему ущерба, чуть не превратился в обычное село, но удобное географическое положение на торговых путях помогло ему восстановиться.

На протяжении XVII в. Галич был средоточием торговли всей костромской земли. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией. Но уже в XVIII в. Галич стал терять то положение, которое занимал в экономической (торговой) жизни страны. Постепенно путь на Север (в Архангельск) через Галич стал терять свое значение и переместился в сторону Костромы и Ярославля.

В 1708 г. при разделении России на губернии Галич был приписан к Архангелогородской губернии, а в 1719 г. была выделена Галичская провинция. К концу XVIII в. Галич постепенно теряет главенствующее положение в этой части России и в 1778 г. становится уездным городом Костромской губернии.

В советское время Галич становится районным центром — сначала Ивановской промышленной области, затем с ее разукрупнением Ярославской, и, наконец, с разукрупнением последней, Костромской области.

В истории Галича и его хозяйственной и социальной жизни всегда определенную роль играла Церковь, хотя особенно большой в хозяйственной жизни города эта роль не была никогда. Христианство начало проникать сюда еще в XI века, а полностью язычество было вытеснено в начале XIII века. Галичская земля была родиной четырех русских святых: Св. Филиппа, митрополита Всея Руси, Павла Обнорского, Макария Унженского и Паисия Галичского.

Большую роль играли монастыри, самым старым и известным из которых был Паисиев монастырь, расположенный недалеко от Галича. Он образовался в конце XV века, а свое название получил по имени святого Паисия, бывшего в нем настоятелем. Этот монастырь сыграл заметную роль в жизни Галича (особенно во время Феодальной войны). До сих пор каждый год 5 июня в Галиче справляется день Св. Паисия.

Всего в XVI-XVII в. в районе Галича насчитывалось 10 монастырей, но потом их число уменьшилось. До революции в Галичском уезде было 2 монастыря, по 133 церкви и часовни, а в самом городе насчитывалось 17 церквей и 5 часовен. Интересно, что в начале XX в. наибольшей популярностью пользовалось духовное Епархиальное училище, а не местное уездное.

Источник фото
Источник информации
Точка на карте

0,270