Церковь Космы и Дамиана

Галич. Церковь Космы и Дамиана

Церковь Космы и Дамиана

Дата постройки: 1755 г.
Адрес: г. Галич. ул. Железнодорожная. (на многих картах ошибочно изображена в центре).

Один из ярких культовых памятников Галича, выделяющийся выразительной объемной композицией, характерной для приходских храмов в формах провинциального барокко, и несколько архаичным фасадным декором, тяготеющим к формам начала 18 века. Вплоть до рубежа 19-20 вв место, где стоит церковь, не входило в черту города и числилось селом Козмодемьянским. Известно, что здесь существовал одноименный монастырь, упраздненный в 1764 г. Возможно, первоначально храм был монастырским. Каменная церковь Космы и Дамиана с приделами Покрова и Феоровской иконы Богоматери возведена в 1755 году на средства галического купца Иакинфа Скорняшникова.

К юго-востоку от храма стояла высокая шатровая колокольня, а весь участок был окружен каменной оградой с воротами. В 1-й трети 19 века трапезная церкви была перестроена в ампирных формах. Видимо, тогда же была частично переделана и апсида. В 1980-е гг Костромской СНРПМ проведена реставрация храма (архит. В.С.Шапошников).

Церковь, стоящая на высоком холме над железной дорогой, видна со многих улиц западной части города и играет большую роль в формировании его панорамы. Вокруг храма расположено старое, заросшее деревьями кладбище. Компактный кубовидный двусветный четверик храма завершен высокой кровлей гуськового очертания и увенчан миниатюрной чешуйчатой главкой, поднятой над шлемовидной кровлей восьмигранного барабана. Пониженная полуциркульная апсида и широкая трапезная, придельные алтари которой частично прикрывают основной объем, равны по высоте. С запада устроен небольшой притвор с купольной кровлей.

Храм окружен профилированным цоколем. Углы четверика подчеркнуты широкими огибающими лопатками, а венчает его профилированный карниз с поясом мелких двухступенчатых консолек. Окна боковых фасадов размещены по двум осям, оформлены вдавленными ступенчатыми рамками, которые в верхнем ярусе завершены килевидными кокошниками, а в нижнем – дополнены колончатыми наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Стены апсиды и трапезной венчают простые ступенчатые карнизы. Окна придельных алтарей в профилированный рамках с треугольными фронтончиками, по-видимому, относятся к первоначальному периоду строительства, а тройные итальянские окна на боковых фасадах – результат перестроек 19 века.

Аналогичные тройные окна украшают также боковые фасады западного притвора. Храмовый четверик перекрыт восьмилотковым сводом с восьмигранным отверстием светового барабана в шелыге. Узкие диагональные грани опираются на плоские тромпы. Три арки ведут в алтарь, конха которого прорезана тремя распалубками над окнами. Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом с распалубками над окнами; в притворе – плоский потолок.

Внутри, в основании свода и под окнами второго света, проходят профилированные карнизы с сухариками. Верхний ярус стен и свод четверка украшены живописью. В своде она относится к 1-й половине 19 века и интересна как пример живучести барочный традиции в росписях провинции. На основных гранях в поздних тянутых обрамлениях помещены многофигурные композиции на библейские темы, на диагональных – святые в рост, под ними в сияниях – символы веры.

Общий колорит росписей теплый, высветленный, построенный на сочетании бледно-зеленого фона стен, охристых тонов в рокайльных орнаментах и оливково-зеленоватых в сюжетных композициях. Плохо сохранившаяся на боковых стенах (евангелисты) сильно прописана маслом, а роспись западной стены с сюжетной сценой в профилированном тянутом квадифолии и фигурами ангелов по сторонам появились в начале 20 века.

Главный иконостас, голубой, с позолоченными деталями и колоннами, выкрашенными под мрамор, перевезен из церкви Рождества Богоматери в с.Реброво Галического района. Он выполнен в 1820-30-е годы в стиле классицизма. Два яруса стройных колонн с коринфскими капителями несут неполные антаблементы с гладким фризом и профилированным карнизом, декорированным мутулами и резными розетками. Раскреповки антаблементов образуют подобия двухколонных портиков. Царские врата украшены гирляндами их виноградных гроздьев. В храме сохранилось покрытие из чугунных плит с изображением букетов в круглой рамке.

Источник фото

0,232