Фото: Public Domain
Переславский железнодорожный музей — частный технический музей в Переславском районе, где собраны натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники, а также сопутствующие им машины и механизмы конца XIX — первой половины XX в. Это единственный железнодорожный музей России, специализирующийся только на узкоколейной технике и автомобилях.
История
В 1989 г. В. В. Миронов познакомился с хозяином ярославского кооператива «Декор» А. Ф. Гусевым. Они решили выкупить узкоколейную железную дорогу и превратить ее в музей. Вадим Миронов и его супруга Кира финансировали поисковые экспедиции.
Музей был основан в 1991 г., отделившись от кооператива «Декор». Первоначально существовал в виде частной коллекции с ограниченным доступом для посетителей, но с возможностью организации на заказ поездок на ретро-поездах по Переславской железной дороге.
С 1998 г. музей открыт для свободного посещения (с 2006 года посещение платное). Число посетителей доходит до 800 в день.
В 2002—04 гг. музей неоднократно проводил паровозные фестивали для широкого круга посетителей. Музею принадлежит 2 км пути.
Экспозиция
В экспозиции музея представлены образцы узкоколейной железнодорожной техники. Многие экспонаты уцелели в единственном экземпляре и имеют сертификаты памятников истории техники. Некоторые машины и механизмы восстановлены до рабочего состояния.
Фото: astique, Creative Commons — Share Alike 2.5
Паровозы и их фрагменты
В коллекции музея четыре паровоза 1928—55 гг. выпуска, восстановленных до рабочего состояния, несколько машин, ожидающих восстановления, а также отдельные фрагменты очень редких на сегодняшний день паровозов:
- Паровоз 157—469 Коломенского завода, 1928 г.п. (находится в процессе в процессе восстановления)
- Паровоз Фт4-028 завода Тампелла (Финляндия), 1945 г.п. (единственный в мире уцелевший экземпляр) — восстановлен до рабочего состояния
- Паровоз Гр-269 завода имени Карла Маркса (Германия), 1950 г.п. (доставлен из Грозного, с недостроенной Грозненской детской железной дороги) (восстановлен до рабочего состояния)
- Паровоз Кп4-469 завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1955 г.п. (восстановлен до рабочего состояния)
- Паровоз Кп4-300 завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1954 г.п. (не восстановлен)
- Паровоз Кп4-469.
- Паровоз ВП4-2120 Воткинского паровозостроительного завода, 1958 г.п. с трёхосным тендером ВП4-1862
- Котёл паровоза типа 63 (осевая формула 0-4-0) Коломенского завода, предположительно, 1918 г.
- Фрагмент танк-паровоза серии Е (осевая формула 0-3-0) Коломенского завода, 1921 г.
- Фрагмент танк-паровоза типа 0-3-0 колеи 900 мм фирмы Краусс, 1880-е гг.
- Двухосный тендер паровоза серии 159, 1930-е гг.
Дизельные локомотивы
- Четырёхосный мотовоз МД54-4-1547 Истьинского машиностроительного завода, 1963 г.п. (восстановлен до рабочего состояния)
- Двухосный мотовоз МД54-2 Истьинского машиностроительного завода (не восстановлен)
- Тепловоз с гидропередачей ТУ4-1984 Камбарского машиностроительного завода, 1969 г.п. (используется в хозяйственной деятельности)
- Четырёхосный мотовоз — самоходная электростанция ЭСУ2а-511 Губинского механического завода (используется в хозяйственной деятельности)
Самоходный подвижной состав
- Пассажирская автодрезина № 51 Шатурских железнодорожных мастерских, 1930-х г.п.
- Участковая автодрезина Уа−4727 Калужского машиностроительного завода, 1939 г.п.
- Пассажирская автодрезина ПД1 Демиховского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
- Пожарная автодрезина ПМД-3-259 Демиховского машиностроительного завода, 1960-х г.п.
- Дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12)
- Мотодрезина ТДУ5 Калужского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
- Ручная дрезина Выксунских железнодорожных мастерских, начало XX в.
Вагоны
- Пассажирские вагоны Мальцовского завода, фирмы Гёрлиц (нем. Görlitz) и др. 1898—35 гг. п.
- Грузовые вагоны различных заводов 1890—60 гг. п.
- Цистерны 1900—20-х гг. п.
- Плужные снегоочистители системы Бьёрке, 1928—53 гг. п.
Железнодорожное оборудование
- Комплект электрожезловых аппаратов системы инженера Трегера образца 1924 г.
- Комплект станционного пожарного оборудования 1890-х — 1950-х г.
Автомобили и тракторы
При музее имеется постоянно действующая экспозиция автотракторной и мототехники 1930-х — 1950-х гг.
Полезная информация
Адрес
152018, Россия, Ярославская область, Переславский район, посёлок Талицы, Лесхозная улица, дом 1
Контакты
Телефон: +7 (48535) 4 94 79
E-mail: info @ kukushka.ru (справки)
Часы работы:
Летом: с 10.00 до 18.00, зимой: с 10.00 до 17.00
Выходные дни: понедельник и вторник
По материалам Википедии, Creative Commons - Share Alike