Успенский собор

Достопримечательности Владимира - Успенский собор

Успенский собор

Успенский собор во Владимире представляет собой главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее образцом для более поздних соборов. Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158—1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа составляет 20 греческих футов (равна ширине пролета Золотых ворот). Высота собора 32,3 м.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Успенский собор застал прогрессивную борьбу Владимирцев за объединение разрозненных земель. Именно в  нём восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо-русского летописания. У алтаря Успенского собора возводились на княжение легендарные полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья до Ивана III. В первой четверти XIV в. Успенский собор был главным храмом на Руси.

Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. В нём хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины XII столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров XVII -XVIII вв.

Успенский Собор - одиз из красивейших соборов города.

Успенский собор

Можно представить как был красив Успенский собор в древние времена, когда вся его массивная глава, торжественные порталы, устроенные с трех сторон, а так же арки и колонки расписанного аркатурного пояса были окованы листами золоченой меди, двери храма украшены «жемчугом великим» и драгоценными камнями, а стены и своды – яркой фресковой росписью. Свет хоросов-люстр и паникадил, которые были великолепными образцами прикладного искусства, вместе с сочными красками росписи, архитектурными деталями и украшениями отражался в блестящих медных плитах пола, как в огромном золотом зеркале.

Слаженные пропорции, безукоризненная техника кладки, превосходная обработка архитектурных деталей, выполненных с удивительным чувством меры, сделали памятник классическим. Вот почему Успенский собор служил образцом для торжественных памятников раннего московского зодчества. А в конце XV в. известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, который приехал специально для изучения Владимирского Успенского собора, построил по его образцу Успенский собор Московского Кремля.

Успенский собор весной

Успенский собор

В 1185-89 гг. собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом он оказался как бы в футляре: между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам Успенский собор был завершен по углам четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым.

В 1411 г., когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим отрядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные ценности, которые захватчики не смогли утащить, они предали огню.

В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение. С нач. XVIII в. предпринимались попытки по его восстановлению.

Архитектурный облик Успенского собора очень своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, которые на западном фасаде соответствуют пяти нефам – продольным частям храма, направленным с запада на восток.

Центральная часть  собора вместе с огромной главой возвышается над галереями, создавая динамичное завершение самого высокого древнерусского храма.

Большой интерес вызывает некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат Всеволод большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а так же древнерусские писатели – епископ Симон, один из авторов «Киево-Печорского патерика» и свт. Серапион Владимирский, известный своими поучениями, в которых он взывал русских людей к единению.

Колокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом, безусловно, сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего. Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза настолько велико впечатление, производимое собором.

0,262