Архитектура Ярославля

Безымянная площадь на месте Мытного рынка

Безымянная площадь на месте Мытного рынка

Ярославль — один из немногих провинциальных городов России, в застройке которых представлены все магистральные направления русской архитектуры XVI—XX вв. Высокая сохранность историко-архитектурной ткани центра города обеспечила ему место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Спасо-Преображенского монастыря (1505-15): тонкая ордерная профилировка выдаёт руку мастера из ренессансной Италии

Собор Спасо-Преображенского монастыря (1505-15): тонкая ордерная профилировка выдаёт руку мастера из ренессансной Италии

Ранние памятники

Наиболее старые постройки современного Ярославля сохранились в Спасо-Преображенском монастыре, который гости города по ошибке часто принимают за местный Кремль. Это трёхглавый четырёхстолпный собор Спаса Преображения, строившийся в 1505-15 гг. по образу и подобию Благовещенского собора в Москве, тогда ещё трёхглавого. Ближайшие его аналог — собор Покровского монастыря в Суздале. Венецианские детали декора позволяют предположить, что строительством руководил итальянец (возможно, Иоанн Фрязин). Храм был очищен от наслоений позднейшего времени во время послевоенной реставрации. Тогда же был расчищен ансамбль монументальной стенописи 1563-64 гг. — единственный датированный памятник фресковой живописи грозненской эпохи.

От монастырских укреплений нач. XVI в. уцелели Святые ворота с двумя арочными проездами, надстроенные позднее дозорной башней. Столпообразная колокольня с церковью в нижнем ярусе также неоднократно надстраивалась в XVII—XIX вв. Оба памятника первоначально имели шатровые завершения. Не сохранила своего первоначального вида кубическая одноглавая Крестовая церковь, пристроенная к трапезной палате крепостного вида с крайне скупой отделкой и стенами 2-метровой толщины. Как и в московской Грановитой палате, опорой сводов в этом памятнике самого нач. XVI в. служит единственный массивный столб.

При Иване Грозном строительные работы в Ярославле носили эпизодический характер. Спасский монастырь был обнесён каменными стенами, столетие спустя переложенными; также финансировалось возведение собора на Толге. Зато по окончании Смутного времени каменное строительство возобновилось в Ярославле раньше других городов. Уже в 1617 г. на месте домонгольской Входоиерусалимской церкви Спасского монастыря возводится новая, гораздо более обширная, с приделом Михаила Малеина (покровителя юного царя).

В 1620 г. возобновляется строительство на Толге, а купец Надей Светешников строит в своей усадьбе на берегу Волги крупную пятиглавую церковь Николая Чудотворца — покровителя торговцев и мореходов. Историки архитектуры спорят о прообразе Надеинского храма — была ли эта годуновская церковь в Вяземах, собор Ростовского Авраамиева монастыря или новгородско-псковские памятники. Как бы то ни было, церковь Николы Надеина стала первой в ряду более чем полусотни каменных храмов, возведённых посадскими людьми Ярославля в течение XVII столетия.

Уникальность больших ярославских храмов соборного типа в том, что их стены сохранили монументальные стенописные ансамбли допетровского времени

Уникальность больших ярославских храмов соборного типа в том, что их стены сохранили монументальные стенописные ансамбли допетровского времени

Золотой век

По мере роста благосостояния горожан каждый приход, включая самые отдалённые от центра слободы, считал своим долгом заменить деревянную церковь на каменную, которые соперничали друг с другом в богатстве силуэта и внутренней отделки. Храмы возводились, как правило, по берегам Волги и Которосли и были рассчитаны на восприятие с реки. Во второй половине века не проходило года, чтобы не освящалась новая церковь, а в особо «урожайные» годы панорама города обогащалась двумя-тремя новыми храмами. Некоторые из них получали многошатровые завершения (Входоиерусалимская церковь Спасского монастыря, церкви Петра Митрополита, Рождества Иоанна Предтечи, Владимирская церковь на Божедомке).

По всей Верхней Волге от Костромы до Углича возобладал во многом уже архаичный тип крупного храма соборного типа, с ярко выраженным световым пятиглавием, поставленного на высокий подклет, живописно окружённого галереями и приделами (зачастую шатровыми) и высокими притворами с щипцовыми завершениями. Динамизм зданиям придавало асимметричное размещение шатра колокольни с северо-западного угла. Теплая церковь, почти всегда одноглавая, строилась отдельно от главного храма прихода. Вкупе с окружающими хозяйственными пристройками многие приходы производили впечатление небольшого монастыря.

Изнутри храмы расписывались мастерами местной ярославской школы, а снаружи богато украшались поливными полихромными изразцами, сгрупированными в пояса и наличники. Ближе к концу века получили широкое распространение золоченые иконостасы с виртуозной измельчённой резьбой и многоцветные резные надпрестольные сени. К сожалению, интерьеры подавляющего большинства храмов были безвозвратно искажены в советское время. Наилучшее представление о внутреннем виде храмов ныне дают отданные под музеи церкви Николы Надеина, Ильи Пророка и никогда не закрывавшийся Воскресенский собор в Тутаеве.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, освящённая накануне начала петровских реформ (1687), ставит точку в эволюции древнерусского зодчества

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, освящённая накануне начала петровских реформ (1687), ставит точку в эволюции древнерусского зодчества

В 1640-е гг. в Ярославле строятся новый Успенский собор и церковь Рождества Христова — синтез русской храмовой архитектуры с элементами, почерпнутыми, вероятно, в Средней Азии. Эти памятники задают два направления развития ярославского культового зодчества. Ко второму принадлежали планы асимметричные в плане, усложнённые живописно расположенными вокруг основного четверика подчинёнными объёмами приделов, притворов и галерей и, как правило, рассчитанные на круговое обозрение. К этой группе принадлежат церкви Варвары Великомученицы, Спаса на Городу и Ильи Пророка. Ильинская церковь благодаря своим незаурядным архитектурным достоинствам была позднее выбрана за центр радиальной планировки города и стала восприниматься как его архитектурный символ.

Эталоном симметричных в плане храмов стала церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654 г.), принятая за чтимый образец следующим поколением ярославских зодчих. С неё начинается новый этап в ярославском храмостроительстве, связанный с отказом от подклетов, ранее служивших для складирования купеческих товаров. Отныне приходы конкурируют друг с другом в высоте барабанов и величине луковичных глав, которые постепенно начинают превосходить высотой сам четверик. Вертикализму силуэтов способствовал и отказ от позакомарных покрытий в пользу четырёхскатных. Попытка совместить «симметричный» и «асимметричный» подходы в громадной по размерам церкви Николы Мокрого (1672 г.) не впечатлила ярославцев и не получила продолжения.

К вершинным достижениям зрелого ярославского зодчества принадлежат церкви Николы в Меленках, Фёдоровской Богоматери, Петра и Павла на Волге (вычинена в 1920-е гг. П. Д. Барановским, снесена в 1930-е), Введенский собор на Толге, а также собор Борисоглебской слободы (ныне часть города Тутаева). Заключительным аккордом в этой галерее храмов стала 15-главая церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — самый большой в городе храм с приделами, увенчанными вместо шатров гроздьями декоративных пятиглавий. Кирпичная поверхность здания сплошь испещрена ковровым узорочьем. Ярославские памятники этой группы стали лебединой песней древнерусского зодчества и послужили одним из основных источников псевдорусского стиля 2-й пол. XIX в.

Одно из жилых зданий допетровского времени

Одно из жилых зданий допетровского времени

Помимо храмов, в Ярославле сохранились памятники гражданского зодчества допетровского времени — палаты митрополита Ионы Сысоевича в Рубленом городе, в которых останавливались посещавшие Ярославль члены царской династии, келейный корпус Спасского монастыря 1670-х гг. с более ранними настоятельскими покоями, частные дома на улице Зеленцовской и особняк Иванова, в 1920-е гг. восстановленный в первоначальных формах по проекту П. Д. Барановского. После Смутного времени были обновлены стены и башни Спасского монастыря, а Земляной город стал обноситься каменной стеной с грандиозными башнями, позднее разобранными (сохранились в искажённом виде только две из них — проездная Власьевская и перестроенная в арсенал Подволожская).

«Нарышкинское барокко» в Ярославле

«Нарышкинское барокко» в Ярославле

Переходные памятники

С началом правления Петра I жители Верхней Волги наконец усвоили структурные приёмы московского узорочья середины века. Четырёхстолпные храмы соборного типа уступили место меньшим по размерам, но лучше освещённым (за счёт больших окон) бесстолпным четверикам с единым сомкнутным сводом, увенчанным сравнительно мелким, глухим пятиглавием. После переходных церквей Богоявления (1684-93 гг.) и Благовещения (1688—1702 гг.) новые храмы строятся исключительно трапезного типа, с шатровой либо ярусной колокольней над папертью. Наличие трапезной исключало необходимость сооружения отдельной тёплой церкви для отправления богослужений в зимнее время. Образцом такого «храма кораблём» может служить церковь Николы Рубленого (1695 г.) с нарочито упрощенным, «геометризованным» силуэтом.

В пер. пол. XVIII в. храмовое зодчество продолжало развиваться по инерции, воспроизводя художественные находки ярославской школы с отдельными барочными привнесениями. Шатровые конструкции колоколен уступают место многоярусным (например, в Благовещенском и Никитском приходах). Вплоть до кон. XVIII в. в селах под городом (ныне в черте города) продолжали возводиться скромные храмы трапезного типа с некрупным пятиглавием и шатровой колокольней над притвором, типологически продолжающие постройки рубежа веков. К этой группе принадлежат храмы в Норском, Иванькове, Яковлевском, Крестах, не сохранившаяся церковь Рождества Богородицы в центре города. Однако тёплые храмы, возводившиеся в сер. XVIII в. ближе к центру при больших четырёхстолпных храмах 1670-х гг. (например, в Дмитриевском и Вознесенском приходах), уже не имеют с древнерусской традицией ничего общего.

Дом Вахрамеева: один из фронтонов с лепниной

Дом Вахрамеева: один из фронтонов с лепниной

Барокко в Ярославле

Московское барокко не оказало на ярославское зодчество существенного влияния. Наиболее оригинальный в Верхневолжье памятник этого направления — девятиглавая больничная церковь Толгского монастыря; время её строительства и заказчик остаются неизвестными. Влиянием нарышкинского барокко и западноевропейскими заимствованиями отмечена и шестиярусная, восьмиугольная в плане колокольня Толчковского храма.

Радикальное изменение господствующих архитектурных форм связано с правлением Анны Иоанновны. Заказчиками построек нового типа выступали люди петровской формации: купцы Затрапезные, состоявшие в кумпанстве с голландскими предпринимателями, и церковные иерархи украинского происхождения (такие, как Димитрий Туптало и Арсений Мацеевич). Например, утраченная церковь Пятницы в Калашной (1739 г.) представляла собой редкий в Верхневолжье памятник украинского барокко.

Затрапезные разбили в закоторосльной части города обширную усадьбу с парком и системой прудов на европейский манер. Это был первый в Верхневолжье «архитектурно-парковый комплекс с элементами регулярной застройки» (В. Ф. Маров). От него сохранилась церковь Петра и Павла — произведение, как полагают, столичного мастера, больше напоминающее протестантскую ратушу, чем церковь. В подражание главному собору Петербурга, она увенчана не традиционным куполом, а высоким шпилем. Другие фабриканты также вели активное промышленное строительство.

Елизаветинское барокко в значительной степени обошло русскую провинцию стороной. Тем не менее в Ярославле сохранился небольшой трёхэтажный дворец с анфиладной планировкой, скошенными углами и центрированными ризалитами. Это дом Вахрамеева на бывшей Плацпарадной площади, долгое время приписывавшийся Б. Ф. Растрелли. Его лепная отделка была закончена по сохранившимся чертежам только в кон. XIX в.

От ансамбля гостиного двора (1813-18) уцелели только ротонда и восточная часть северного корпуса

От ансамбля гостиного двора (1813-18) уцелели только ротонда и восточная часть северного корпуса

Провинциальный классицизм

Планомерная застройка города началась после его посещения Екатериной II и утверждения нового генерального плана. Ярославль, как и соседняя с ним Кострома, представляет собой крупной средоточие памятников провинциального классицизма. Помимо типовой застройки, сохранились такие яркие примеры этого направления, как ансамбль центральной Ильинской площади (ныне Советская) с присутственными местами, городская усадьба Матвеевских, дом Болконского, дом общества врачей, здание Духовной консистории, Семёновский мост, беседка Некрасова, Демидовский столп (восстановлен в 2005 г.). По проекту местного архитектора П. Я. Панькова выстроены новый гостиный двор (частично разобран), епархиальное училище, губернаторский дом, городской театр (не сохранился).

Формы Казанского собора сухи и строги, что вообще свойственно позднему классицизму

Формы Казанского собора сухи и строги, что вообще свойственно позднему классицизму

Занимавший ярославскую кафедру в 1824-36 гг. Авраам (Шумилин) был известен своей страстью к храмоздательству. Изобилие в городе церквей XVII в. препятствовало строительству новых. При Шумилине под предлогом ветхости началась замена наиболее тесных, одноглавых храмов на громоздкие постройки в стиле «казённого» классицизма николаевской эпохи. Обновлены были колокольни всех ярославских монастырей, вместо древней выстроена новая Ильинско-Тихоновская церковь, в Спасском монастыре на месте Входоиерусалимской по проекту Панькова построена несоразмерно крупная церковь Ярославских чудотворцев. Деятельность Авраама вызывала протесты местных краеведов, считавших новые здания «неприглядными» по архитектуре. Постоянным сотрудником Авраама был столичный архитектор А. И. Мельников. Он спроектировал в Ярославле соборную колокольню, здание Демидовского лицея (снесёны в советское время) и массивный собор Казанского монастыря (1835-45 гг.) с монотонными разномасштабными колоннадами в трех ярусах.

Необарокко

Необарокко

Эклектика

Во втор. пол. XIX в. в Ярославле строятся особняки, стилизованные под позднее барокко (дома табачного фабриканта Дунаева, Петражицкого, Донцовых и Лопатиных, духовной консистории и т. д.), и здания в псевдорусском стиле (здания бывшей глазной лечебницы, художественного училища, Знаменская церковь и др.).

Неоренессанс

Неоренессанс

Наиболее крупным представителем неорусского стиля был губернский архитектор Н. И. Поздеев, выстроивший для владельца Ярославской мануфактуры дом Игумнова в Москве. Помимо дома Дунаева (искажённого в советское время), Поздеев спроектировал в Ярославле две часовни и новую Сретенскую церковь.

Модерн

Модерн

В своих проектах он отталкивался от ярославского зодчества допетровской эпохи, гармонично вписывая новые здания в существующий городской пейзаж. Высокой техникой кирпичного узорочья отмечена спроектированная им часовня Александра Невского, ставшая одним из символов города.

Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль

В нач. XX в. в городе распространяются новые архитектурные веяния — неоклассицизм (дом Рожкова, навеянный жилярдиевскими Кузьминками новый театр Волкова) и модерн (дом Кнопфа, отель «Бристоль»).

Один из ярославских «домов с арками» (архитектор М. П. Парусников, 1934)

Один из ярославских «домов с арками» (архитектор М. П. Парусников, 1934)

Для ярославского модерна свойственно тяготение к вольной романтической стилизации под классицистическую традицию (кинотеатр «Горн», пожарная каланча 1911 г., дом Вахрамеева на ул. Собинова).

Строящийся в Ярославском кремле Успенский собор своими размерами подавляет церковь Николы Рубленого XVII века. Предполагается также возведение 70-метровой колокольни

Строящийся в Ярославском кремле Успенский собор своими размерами подавляет церковь Николы Рубленого XVII века. Предполагается также возведение 70-метровой колокольни

Статья подготовлена по материалам источников: Википедия

Фотографии и изображения в порядке появления: Ghirlandajo, GNU Free Documentation License; Ghirlandajo, GNU Free Documentation License; Alaexis, Share Alike 2.5 Generic; Ghirlandajo, GNU Free Documentation License; Ghirlandajo, GNU Free Documentation License; Ghirlandajo, Share Alike 3.0 Unported; Ghirlandajo, Public Domain; S, Share Alike 3.0 Unported; Ghirlandajo, GNU Free Documentation License; Ghirlandajo, Public Domain; Ghirlandajo, Public Domain; Ghirla, GNU Free Documentation License; Ghirlandajo, GNU Free Documentation License; Berillium, Public Domain; Ghirlandajo, GNU Free Documentation License

0,408