Церковь Рождества Христова

ественская)Церковь Рождества Христова в Ярославле. Фото до 1917 г.

Церковь Рождества Христова в Ярославле. Фото до 1917 г.

Фото: Public Domain

Каменная  церковь Рождества Христова (Христорождественская) была построена, как и большинство ярославских посадских храмов ХVII в., на месте деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 г. она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского.

История

Церковь Рождества Христова была построена в 1635-44 гг. на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых.

Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат, Дружина, в 1608 г., когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал».

Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества. В пер. пол. ХVII в. гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного — в разные годы от 15 до 35 чел. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д. Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары».

Рождественская церковь во многом строилась по образцу храма Николы Надеина, но заказчики были менее богаты, чем Светешников. Братьям Назарьевым не хватило средств для завершения постройки. Строительство церкви остановилось на несколько десятилетий, и только купцы Гурьевы — сыновья младшего брата Гурия, в 1644 г. достроили храм. Купеческий род Гурьевых владел богатейшими рыбными ловлями на Каспии, поставляя в столицу и крупные города красную рыбу, зернистую и паюсную икру.

Вероятно, что именно с Востока, куда в коммерческих целях часто ездили Гурьевы, пришли в Ярославль изразцы. Храм Рождества Христова стал первой ярославской церковью, в оформлении которой применены «муравленные», т.е. с зелёной поливой изразцы. Здесь они украшают крыльцо, центральный барабан и восточный фасад. Уникален изразцовый фриз, идущий по периметру храма: на нём помещена т.н. храмозданная запись, содержащая имена жертвователей, представителей двух поколений семьи Назарьевых-Гурьевых.

В состав ансамбля входит шатровая колокольня с надвратной церковью. Первоначально церковь-колокольня входила в ограду, окружавшую Рождественскую церковь, и к её западному фасаду подходила одна из центральных улиц посада.

Архитектура

По своей конструкции церковь Рождества Христова принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами. Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо. Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне существующего памятника, и в начальный период строительства была очень близка к церкви Николы Надеина.

Переход заказа на строительство храма после смерти братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия — Михаила, Андрея и Ивана, привел к существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно увеличены размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-западном углу появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание.

Христорождественская церковь не дошла до наших дней в своем первозданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела позакомарное покрытие. Возможно, что образцом для такого решения были Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI в... Там закомарные арки соответствовали расположению внутренних сводов. Но к ХVII в. закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент. Теперь закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную. Подобное покрытие послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею и явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества ХVII в. Этот переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать распалубки, в которых зимой скапливался снег.

Церковь Рождества Христова входила в ансамбль храмов, ожерельем опоясывающих Ярославль по берегам рек Волги и Которосли. Церковь сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич.

Роспись

Храм Рождества Христова был расписан в 1683-84 гг. по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Общая система росписи традиционна: в алтаре помещены сюжеты на литургические темы, в куполе — евангельские сюжеты, на столпах — фигуры святых, из которых нижние представляют небесных покровителей семьи Назарьевых-Гурьевых.

Южная и северная стены храма разбиты на шесть ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе расположены «Страсти Христовы», в пятом ярусе — Деяния апостолов. Стенописи церкви Рождества Христова стали первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников.

Пятиярусный резной иконостас — один из немногих полностью сохранившихся образцов пер. пол. XVIII в.

Приделы

В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по преданию, был освящен северный придел, посвященный свт. Николаю Чудотворцу. В покровительстве этого святого, считавшегося небесным патроном купцов, путешествующих, терпящих бедствие на воде, торговые люди Назарьевы особенно нуждались, так как они занимались всякими «большими отъезжими торги, и судовым большим промыслом». Этот придел, располагавшийся в подклете, — явление для Ярославля ХУII в. довольно редкое, — был теплым, в нем стояла большая печь, облицованная зелеными «муравленными» изразцами (часть их сохранилась и находится в фондах Ярославского музея — заповедника).

Над Никольским приделом находится придел свв. апп. Петра и Павла. Сохранились фрагменты системы отопления: горячий воздух поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал верхний придел.

На южном окончании галереи был установлен придел в честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из основателей церкви — Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста.

В дьяконнике церкви находится придел свв. прав. Иоакима и Анны. К юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в память о событиях польско-литовской интервенции.

Церковь Рождества Христова связана с событиями в Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому монастырю Ярославля.

В церкви хранилась местночтимая храмовая икона Рождества Христова, к которой обращались беременные женщины.

Полезная информация

Адрес: ул. Кедрова, 1А
Филиал музея-заповедника работает с 10.00 до 1700, пнд. — вых. день.

Церковь Рождества Христова на карте


Просмотреть Путеводитель по Золотому кольцу на карте большего размера

0,282