Фрески Ильинской церкви

Фрески Ильинской церкви (457x700, 100Kb)

Фрески Ильинской церкви

Дата росписи Ильинской церкви указана в настенной летописи на западной стене: «А зачата сия святая церковь стенным писанием в лето 7188 (1680 г.) июня в 17 день при державе Благочестивейшего Государя Царя и Великого князя Федора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и при его благоверной царице и великой княгине Агафье Семеновне, и при Святейшем Иоакиме, патриархе Московском и всея России, и при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском».Стенописи Ильинской церкви выполнены в смешанной технике — фресковой живописи (красками, разведенными на воде, по сырому известковому грунту) и темперной (красками на клеевой или яичной основе по сухой штукатурке).

Стенописи Ильинской церкви выполнялись по заказу Улиты Макаровны, вдовы Вонифатия Скрипина. В клейме на западной стене сохранились имена мастеров, расписавших храм: «7189 г.(1681 г.) сентября в 8 день трудившиеся о Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославец Дмитрий Семенов, Василий Кузьмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назаров, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андреянов, Иван Иванов, Филипп Андреянов, Степан Павлов». В составе артели из 15 человек были костромские и ярославские художники, возглавляли ее знаменитые изографы костромичи Гурий Никитин и Сила Савин, местными мастерами руководил ярославец Дмитрий Семенов.

Глава артели Гурий Никитин Кинешемцев был крупнейшим художником — монументалистом XVIIв., он создал замечательные ансамбли росписей храмов Переславля ( Троицкий собор Данилова монастыря ), Ростова ( церковь Воскресения ), Костромы ( Троицкий собор Ипатьевского монастыря ), Суздаля ( Преображенский собор Спасо — Евфимиева монастыря ), Ярославля. Его многолетним помощником был кормовой иконописец первой статьи Сила Савин. Третий знаменщик Дмитрий Семенов позднее участвовал в росписи церкви Рождества Христова в Ярославле, Введенского собора Толгского монастыря.

Система росписей Ильинской церкви достаточно традиционна: в центральной главе размещена композиция «Отечество», в простенках барабана — архангелы, ниже — праотцы, в северо — восточной главе — «Эммануил», апостолы и святители, в северо — западной — «Богоматерь Знамение», пророки и праотцы, в юго -восточной — Иоанн Предтеча, апостолы и святители, в юго — западной -"Великий архиерей" и пророки. На сводах представлены двунадесятые праздники : «Благовещение», «Крещение Иисуса Христа», «Рождество Христово», «Сретение», над входом в храм — «Вознесение».

На стенах роспись располагается широкими поясами в пять ярусов, в верхнем ярусе в люнетах закомар и в следующем за ним регистре изображены деяния Иисуса Христа после его воскресения и события его земной жизни: исцеление Христом слепого, слуги сотника, сухорукого, воскрешение дочери Иаира, притчи о милосердном царе, о брачном пире, о десяти девах, о богаче и бедном Лазаре, призвание апостолов, Брак в Кане Галилейской, укрощение бури, Нагорная проповедь и т.д.

Росписи Ильинской церкви, поражающие радостным, светлым настроением и ощущением полноты жизни, отражают особенности формирования ярославской традиции монументального искусства. Яркие, многокрасочные композиции закрывают все плоскости огромного внутреннего пространства церкви, создавая впечатление орнаментального, «нарядного ковра мастерски подобранных красок». Художникам удалось добиться необычайной красоты колорита. Звучная гамма чистых золотисто — охристых, лазурных, голубых, малиновых тонов придает живописи декоративный характер, свойственный искусству Ярославля XVII в.

Декоративное начало подчеркивается богатством и разнообразием орнаментов на утвари, одежде, мебели и т.д. Великолепный травный орнаментальный пояс вызвал немало подражаний в росписях других ярославских храмов.

Стенописи Ильинской церкви  — одна из последних совместных работ костромских и ярославских художников, в них были заложены основы перемены стиля ярославской живописи от монументального к декоративно — повествовательному.

Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне. Первые реставрационные работы на живописи четверика относятся к началу ХХ в., тогда стенописи были промыты от наслоений пыли и копоти, поврежденные места прописаны заново, орнаментальный пояс записан клеевыми красками. Работы велись под руководством художника — реставратора М.И. Дикарева.

В 1955 г. В.Г.Брюсовой была выполнена реставрация четырех нижних ярусов живописи главного храма, произведены промывка стен, укрепление красочного слоя, тонировки в местах осыпи, удаление записи на орнаментальном ярусе.

В 1990 г. начались, и продолжаются до настоящего времени реставрационно — консервационные работы по укреплению росписи четверика, которые осуществляются бригадой художников -реставраторов ярославских реставрационных мастерских под руководством Е.Б.Черняева.

Источник:  http://www.projects.uniyar.ac.ru/
Фото:

0,238