Слободы Ярославля

Слобода — название различных поселений в Русском государстве 11-17 вв., жители которых временно освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда название «слобода»). Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах – слободы ремесленников. Словарь В.И. Даля называет слободу селом свободных людей. Слобода являлась административной единицей. В ней было и свое самоуправление, и свое налогообложение, и своя таможня.

Вероятно, после присоединения Ярославского княжества к Москве, земли некоторых слобод  были включены в состав посада.

Благовещенская слобода

Благовещенская слобода – одна из самых древних. Она расположилась между двумя приволжскими оврагами, которые впоследствии стали называться Семёновский и Воздвиженский по церквям, на их вершинах сооружённых.

В XVII в. Благовещенская слобода упоминается среди ловецких слобод, которые романовы жаловали своим дворецким.

Слобода получила название по приходской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Богоявленская слобода

Богоявленская слобода возникла на пустых после пожара посадских дворах, неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря. Эти земли были пожалованы монастырю великим князем Василием III в 1511 г.

На этом месте была устроена деревянная церковь Богоявления Господня.

В 1609 г. слобода была сожжена поляками. После Смутного разорения монастырь не только восстановил слободу, но и заселил берег Которосли вдоль южной стены монастыря.

Земли бывшей слободки были приписаны к городу только в 1686 г., вместе со всеми монастырскими владениями в Ярославле. Население слободы занималось, в основном, обслуживанием соседнего монастыря.

В 1693 г. на средства жителя слободы купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова была построена каменная церковь Богоявления.

Толчковская слобода

Толчковская слобода Ярославля возникла на рубеже XV-XVI вв. на правом берегу Которосли.  Протяженность её по берегу Которосли составляла около полутора километров.

Жители Толчковской слободы со времен Ивана Грозного прославились на всю Русь выделкой дорогих кож. В XVI-XVII вв. они поставляли свои кожи на экспорт. Для кожевенного промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отчего слобода и получила своё название.

Прихожане Толчковской слободы построили в 1671-87 гг. на свои деньги каменный храм Иоанна Предтечи.

Толчковской слободой вплоть до XX в. продолжали называть всю постепенно разрастающуюся на восток, к Московской дороге, территорию.

Коровницкая слобода

Коровницкая слобода возникла в XIII в. в устье реки Которосли на ее правом берегу. Название получила по основному занятию жителей – разведению крупного рогатого скота.

До нач. XVIII в. Коровницкая значилась среди ярославских ловецких слобод. Затем слобода прославилась своими гончарами и изразчиками.

Слобода была присоединена к Ярославлю в 1584 г. Название «Коровники» широко используется для обозначения почти всей исторической части Фрунзенского района.

В книге Н.В.Дутова «Ярославские слободы» упоминаются также:

  • Слобода Киселюха (между Мукомольным пер. и ул. Чайковского
  • Крохина слобода
  • Стрелецкая слобода (ул. Ушинского)
  • Срубная слобода (в районе ул. Собинова)
  • Калашная (ул. Фурманова, Матросская, Победы и Октябрьская пл.)
  • Кондаковская (пл. Труда, около церкви Вознесения Господня и дороги на Углич)
  • Ямская (приходская церковь ямщиков — храм Параскевы Пятницы на Туговой Горе)
  • Тверицкая (в Заволжском районе современного Ярославля) и другие слободы.

0,223