Леонтий Ростовский

Леонтий Ростовский

Леонтий Ростовский

Леонтий (умер не позже 1077 г.) — епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 г. — не позже 1077 г.). Почитается Русской церковью в лике святителей, память совершается 23 мая (по юлианскому календарю).

Происхождение и ранние годы

Житие  святителя утверждает, что он был грек, уроженец Константинополя. Митрополит Макарий допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию. Профессор В. О. Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия. Служба сему святителю, сохранившаяся в списках XIII—XVI вв. и составленная Ростовским епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру в 1190—1214 гг., современником и близким знакомым епископа Симона Владимирского, утверждает  греческое происхождение святого Леонтия: «от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси». В списках жития 4-й редакции и в прологе о святителе Леонтии сказано: «Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть».

Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава, взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).

Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, нужно думать, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобному Антонию, что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую, как русский образованный монах, и рукоположен во епископа, «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 г., когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря — Иларион.

Св. Леонтий крестит детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Св. Леонтий крестит детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Ростовский епископ

В Ростове свт. Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 г., по смерти Ярослава Мудрого, через три года по прибытии св. Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, но Всеволод жил во всё время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провёл в делах ратных или около своего отца. Правда, первым епископом Ростовским Фёдором была построена дубовая, «дивная и великая» по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери ещё во дни св. Владимира, в 991 г., и при ней учреждён клир церковный, но христиан было весьма мало, да и сам свт. Фёдор, а равно его преемник Иларион с бесчестием изгнаны были из города.

Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, свт. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира церковного. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Впрочем, профессор Н. Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митр. Кириллу (до 1280 г.). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею».

Одновременно с «наказанием» клириков, свт. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским жителям — язычникам из многолюдного племени дикой чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени свт. Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей.

Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мёртвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», — говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.

Кончина, мощи

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним — он скончался в мире, по другим — был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 г. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания св. Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, весьма ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне).

Святое тело равноапостольного свт. Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 г. при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 г. дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма.

Покров середины XVI в.

Покров середины XVI в.

Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его — 23 мая.

Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 г. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

В 1609 г. поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи свт. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 г. усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная.

Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 г. «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».

У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживания огурцов.

Статья подготовлена по материалам источников: Википедии, Share Alike 3.0 Unported

Фотографии и изображения в порядке появления: Автор неизвестный, Public Domain; Автор неизвестный, Public Domain; Автор неизвестный, Public Domain; Автор неизвестный, Public Domain; Автор неизвестный, Public Domain; Автор неизвестный, Public Domain; Автор неизвестный, Public Domain

0,305