Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона со сказанием (2-я пол. XVIII в., музей-заповедник «Коломенское»)

Феодоровская икона со сказанием (2-я пол. XVIII в., музей-заповедник «Коломенское»)

Фото: Public Domain

Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство ев. Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 г. на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

История иконы в XII—XIII вв.

О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII в. Она находилась в деревянной часовне у города Городец, в начале XIII в. на этом месте был построен монастырь во имя иконы богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 г. при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Чтимый список Феодоровской иконы в Феодоровском монастыре Городца. Фото начала XX в.

Чтимый список Феодоровской иконы в Феодоровском монастыре Городца. Фото начала XX в.

Фото: Public Domain

Предания

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

Предание первое

16 августа 1239 г. костромской кн. Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.

Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что «видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением св. вмч. Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.»

От имени великомученика Феодора икона получила своё название — Феодоровская.

Предание второе

Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно нему икону обрёл 16 августа 1263 г. младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 г. иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.

Родословное древо Александра Невского

Родословное древо Александра Невского

Предание третье

Икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188—1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 г. икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает второе предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Эта и другие события сложились в ряд событий, которые были потом легли в основу сказания об иконе. Так или иначе, икона была перенесена из разорённого Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента за ней закрепилось название «Феодоровская».

Мнения исследователей

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

  • Икона была написана в 1164 г. по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря.
  • Икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 г. как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра. Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного.
  • Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218—20 гг. в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 г. в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.
Чудо от иконы в битве у Святого озера

Чудо от иконы в битве у Святого озера

Фото: Public Domain

Дальнейшая история иконы

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме) и о чудесном спасении Костромы от татарских войск в 1260 г.: «приидоша погании татарове на град Кострому, и князь великий Василий пойде противу них; икону же ту Богоматере повеле пред собою носити. И тогда видеша погании от иконы лучи огненыя, и видевше, смутишася, и на бежание устремишася.»

Другое чудо получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», и на месте, где во время битвы стояла икона, вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII в. возвели каменную Феодоровскую часовню.

Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800). Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит

Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800). Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит

Фото: Public Domain

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

В 1613 г. Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери.

По сообщению Нового летописца патриарха Филарета — «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» — день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 г. он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 г. по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой.

С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII в. становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 г. по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.

Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.)

Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.)

Фото: Public Domain

XIX в.

С конца XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII в., когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна».

Фрагмент первообраза

Фрагмент первообраза

Фото: Public Domain

Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX в. на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, написанном в 1820 г., об иконе сообщается:

В 1891 г. для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 г., когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.

XX в.

После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 г. в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 г. Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 г.

Феодоровская икона Божией Матери без оклада

Феодоровская икона Божией Матери без оклада

Фото: Public Domain

В 1947 г. на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 г. патр. Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.

В 1930-е гг. Успенский собор где находилась икона был разрушен. Образ перенесли в храм свт. Иоанна Златоуста, а с апреля 1964 г. икона стала пребывать в соборе Воскресения Христова на Дебре куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 г. была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставшим кафедральным собором Костромской епархии.

Икона Феодоровской Богоматери с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Маленином

Икона Феодоровской Богоматери с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Маленином

Фото: Public Domain

Иконография

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа.

Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта.

Богослужебное почитание

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII в. и носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения.

Под 14 марта в церковном календаре этот праздник закрепляется начиная с 1620 г. Новый праздник сразу же становится весьма торжественным и приобретает особое значение в царской семье. Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью.

В современном богослужебном уставе Русской православной церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу. С 2001 г. появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 г. возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.
По материалам Википедии, Creative Commons - Share Alike

0,323