Корсунская икона Божией Матери

Корсунская икона Божией Матери, XVIII в.

Корсунская икона Божией Матери, XVIII в.

Корсунская икона Божией Матери (Ефесская икона Божией Матери) — икона Девы Марии с Младенцем, почитаемая в Православной церкви чудотворной. Относится к иконописному типу Елеуса (её сокращённый, оплечный вариант).

История иконы

Образ князя Владимира

По преданию, Ефесская, или Корсунская, икона Богороди­цы, была писана св. апостолом Лукой и ещё при жизни Пресвятая Богородица, увидев своё изображение, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою».

9 октября 988 г. список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы.

Позже икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор.

Корсунская, Кирилло-Белозерский монастырь

Корсунская, Кирилло-Белозерский монастырь

Образ Евфросинии Полоцкой

Образ был принесен из Византии в Россию в 1162 г. преподобной Евфросинией Полоцкой, дочерью Полоцкого князя Георгия.

Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель и построив в ней новую церковь в честь Пресвятой Богородицы пожелала украсить её древнейшим образом Эфесской Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Она со своим слугой Михаилом отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону.

Просьба была удовлетворена и образ был отправлен на Русь из Эфеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными камнями, Евфросиния в 1173 г. поставила его в храме Богоматери.

Относительно нового названия иконы — Корсунская существует две версии: в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый» или икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Торопецкая икона Божией Матери

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII–XVIII вв. когда было написано первое сказание о ней. Оно связывает появление иконы в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона стала отцовским благословением невесты на брак. В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная в XVII–XVIII вв. легенда о ее «корсунском происхождении».

В отличие от оригинальной Корсунской иконы Торопецкая икона относится к иконописному типу Одигитрия.

Списки

Чудотворные списки с Корсунской иконы:

  • в Нижегородском Благовещенском соборе (писанная в 995 г.)
  • в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Троице-Сергиевой Лавры.

Гимнография

Молитва

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
По материалам Википедии, Creative Commons - Share Alike. Фото и изображения в порядке представления на странице: Public Domain, Public Domain

0,257