Фото: G. -U. Tolkiehn, Creative Commons — Share Alike 3.0 Unported
Строительство Ростовского кремля началось в 1670 г. с сооружения северных Святых ворот, оформленных надвратной церковью Воскресения Христова и примыкающими к ним двумя крепостными башнями. Святые врата ведут с Соборной площади кремля на митрополичий двор.
Внешний облик церкви поражает контрастным сочетанием аскетичного декора верха храма с его нижней частью, украшенной кирпичными узорами и многоцветными изразцами. В Воскресенской церкви впервые в России вместо деревянного был построен высокий каменный иконостаса с фресками XVII в.
Архитектура
По обеим сторонам фасада Церкви Воскресения со Святыми вратами стоят выдвинутые немного вперед две круглые башни. Вместе с возвышающимся кубом здания и главами храма они создают выразительный силуэт.
Оригинальное композиционное решение по достоинству было оценено современниками. В последней четверти XVII в. аналогичные композиции были использованы в оформлении западных ворот Ростовского кремля, а также ворот следующих монастырей Ростово-Ярославской епархии: ростовских Борисоглебского и Авраамиева, ярославского Толгского и угличского Покровского.
Фото: Public Domain
Здание церкви Воскресения бесстолпное, его пространство перекрыто одним сводом. Храм имеет высокий подклет, над ним возвышается само здание, увенчанное пятиглавием. Центральный барабан — световой, с окнами, а малые — декоративные.
Над центральным арочным проездом помещен киот с фресковой иконой.
Украшения и росписи
Нарядные наличники окон северного фасада, резной камень, изразцы, аркада галереи придают сооружению парадность. С трёх сторон церковь Воскресенья окружают галереи. Красочность галереи и ворот подчеркивается спокойной обработкой плоскостей стен и церкви.
Внутренние стены храма полностью расписаны, включая иконостас, представляющий собой росписи по каменной предалтарной стене. Росписи стен выполнены в 1675 г. артелью ярославских и костромских мастеров, среди которых были знаменитые иконописцы из Костромы Гурий Никитин и Сила Савин. Росписи отличаются удивительной цветовой гаммой, превосходной передачей движения фигур в сочетании с декоративными орнаментами. В середине 50-х годов нашего века была проведена реставрация фресок.
Благодаря общности архитектурных форм и деталей обработки церковь органично вписывается н ансамбль Соборной площади.