Церковь Спаса на Городу

Церковь Спаса на Городу

Церковь Спаса на Городу

Фото: Public Domain

Церковь Спаса на Городу, построенная в 1672 г., играет важную роль в формировании панорамы Которосльной наб. Название церкви  связано с её местоположением — на границе двух частей Ярославля, двух «городов» — Земляного и Рубленого.  В XVII — XVIII вв. здесь располагалась главная торговая площадь Ярославля. На месте существующей церкви еще в XIII в. стояли деревянные, много раз сгоравшие и заново возводимые церкви.

Церковь Спаса на Городу построена на средства посадских людей по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. В храме практически полностью повторены дублирующий колокольню шатровый придел и большие главы на высоких барабанах, равных по высоте основному зданию.

Архитектура

Церковь Спаса на Городу представляет собой крестовокупольный четырехстолпный храм с пятью световыми главами и тремя апсидами. Композицию дополняет шатровый придел у восточного прясла северного фасада, с шатровой колокольней на северо-западном углу; южный придел сильно перестроен, его объём вытянут вдоль фасада и перекрыт куполом, с западной папертью.

В XIX в. к храму пристроен южный придел, в котором была оборудована теплая церковь, а пощипцовое покрытие переделано на четырехскатное.

Церковь Спаса на Городу

Церковь Спаса на Городу

Фото: S1, Creative Commons — Share Alike 3.0 Unported

Фрески

Главная достопримечательность церкви Спаса на Городу — фрески. В 1693 г. церковь расписывали 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, Фёдором Фёдоровым и Иваном Дмитриевым. Старший из них — Лаврентий Севастьянов писал иконы в Фёдоровской церкви Ярославля вместе со знаменитым Гурием Никитиным. Лаврентий — сын известного ярославского первостатейного мастера Севастьяна Дмитриева, в течение 40 лет выезжавшего на «государевы работы» в Оружейную палату Московского Кремля. Он в 1640 г. работал над росписью первого в Ярославле посадского храма Николы Надеина.

Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за полтора летних месяца 1693 г.

В росписи проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. Здесь их семь. В четырех верхних — земная жизнь Христа, в пятом и шестом — «История животворящего креста». Седьмой — орнаментальный фриз.

В сюжетах фресок церкви Спаса на Городу, созданной на средства посадского люда, присутствуют элементы народного быта. Так, царица Елена, отправляясь в Палестину, едет в крестьянской телеге, а церкви, основанные ею в Святой земле, напоминают простые деревянные срубы ярославского посада.

В 1918 г. во время мятежа церковь сильно пострадала. Росписи спасены П.Д. Барановским.

Церковь Спаса на Городу на карте


Просмотреть Путеводитель по Золотому кольцу на карте большего размера

0,414