Фото: Public Domain
Ансамбль церкви свт. Иоанна Златоуста расположен на противоположном от центра города берегу Которосли в Коровницкой слободе, жители которой занимались разведением скота. Церковь построена в 1649-54 гг. по заказу и на средства «посадских людей» Ивана и Фёдора Неждановских. Заказчики были похоронены в южной галерее возведенного «их иждивением» храма.
Фото: S, Creative Commons — Share Alike 3.0 Unported
При строительстве мастера использовали уже традиционную к тому времени композицию: центральный храм с трёх сторон окружён низкими галереями, которые на восточной стороне заканчиваются приделами. А приделы завершаются симметричными шатрами.
Фото: Public Domain
В 1680-х гг. церковь заново украшается, в результате чего декоративное убранство становится значительно богаче и разнообразнее. Растёсываются окна, их обрамляют фигурными наличниками. К галерее пристраиваются три крыльца с высокими двускатными кровлями и храм украшается изразцами.
Уникальная деталь декора церкви свт. Иоанна Златоуста — огромный, самый большой в России, изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря. Восточный фасад храма обращён к Волге, и мастера стремились сделать вид храма с реки максимально красивым. Высота наличника ок. 8 м., ширина ок. 5 м.
Фото: Public Domain
В 1732-33 гг. артель местных коровинских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым расписала храм фресками, тогда же был поставлен и существующий барочный иконостас. Исследователи обнаружили на стенах храма более 500 иконографических сюжетов.
Фото: Public Domain
Два средних яруса посвящены изображению сюжетов из жития свт. Иоанна Златоуста. Кроме того, в росписях отражены сюжеты Евангелия, «Деяний Апостолов», «Песни песней» и др. Книг Священного Писания.
Фото: Public Domain
В Иоанновском храме богослужения проводились только летом. Для зимних служб в 1669 г. возвели церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с основного храма. В силу своих размеров пятиглавая Владимирская церковь (масса куба которой примерно равновелика церкви свт. Иоанна Златоуста) оказалась неприспособленной для своей функции теплой церкви. Ее пришлось разделить на два этажа, причем верхний этаж стал использоваться как чердак.
Фото: Public Domain
Связать оба храма воедино была призвана шатровая колокольня, сооруженная в 1680-е гг. на равном расстоянии от обоих зданий. За свою высоту и стройность она прозвана «ярославской свечой». Богато декорированный шатер с ажурным ярусом звонов в ней резко контрастирует с полным отсутствием украшений на глухом восьмигранном столпе.
Еще одним связующим звеном ансамбля выступают Святые ворота, выполненные в стиле нарышкинского барокко. Как и весь ансамбль, они развернуты в сторону Волги: зодчие рассчитывали на панорамное восприятие храмов с палубы судов, проплывающих по великой реке.
Церковь Иоанна Златоуста занимает выдающееся место в истории ярославского зодчества. Завершив период сложения местного типа посадского храма, она стала своеобразным образцом его дальнейшего развития. Ее удачное объемно-пространственное решение и совершенные пропорции еще долго привлекали многочисленных заказчиков ярославских храмов и служили критерием мастерства ярославских зодчих. В церкви Спаса на Городу повторены формы ее приделов, а в церкви Николы Мокрого — почти полностью вся композиционная схема Златоустовской церкви.
Фото: Public Domain
Церковь свт. Иоанна Златоуста была закрыта в 1935 г., в ней находился склад.
В 1992 г. возвращена верующим, отдана старообрядческой общине.
Адрес: Портовая наб., 2.
Ансамбль церкви Иоанна Златоуста на карте
Просмотреть Путеводитель по Золотому кольцу на карте большего размера